Один из самых масштабных проектов в области веб-дизайна, созданный за последнее время на российском рынке - это портал московской администрации mos.ru. Проект был официально представлен в конце октября, однако его презентация породила целый ряд вопросов. Самые важные из них - кто конкретно занимался разработкой проекта и почему сайт столичной мэрии обошелся вдвое дороже, чем сайт президента России.
Mos.ru - портал, который должен стать главным источником информации о жизни в городе и единой точкой доступа к онлайн-сервисам и инструментам обратной связи. Ресурс сочетает в себе разные функции, например возможность записаться к врачу, проверить дневник ребенка, оплатить штрафы за нарушение ПДД - все это можно сделать через "Городской советник". На сайте есть и информационные разделы, например - «Пульс города» и «Московский календарь», которые анонсируют различные городские события и фестивали, а также транслируют новости о столице.
В конце октября портал mos.ru был с помпой запущен в полноценном режиме; в течение ноября горожане могут изучать новую структуру сайта, подачу новостей и статей. «Мы впервые отошли от чиновничьего языка и чиновничьей презентации себя к потребностям жителей», - заявила заместитель Мэра Москвы, руководитель аппарата мэра и правительства российской столицы Анастасия Ракова.
Sostav.ru выяснил, что старту проекта предшествовало сотрудничество с несколькими подрядчиками и долгая работа, которая еще не окончена и вряд ли завершится в ближайшие годы.
Главным исполнителем работ по созданию сайта о Москве стало агентство Notamedia, которое работает в области бренд-дизайна и digital-media с 2004 года. В числе клиентов агентства - автобренды Jaguar и Land Rover, авиакомпания "Аэрофлот", телеком-оператор МегаФон, телеканал ТНТ и другие известные компании. В частности, данное агентство не раз сотрудничало с мэрией Москвы; оно отвечало за создание веб-сайтов "Узнай Москву", "Культура Москвы" и т.д.
Как выяснил Sostav.ru, Notamedia была выбрана в качестве разработчика mos.ru по итогам тендера, который проводил Департамент информационных технологий Москвы. Стоимость контракта составила 40 млн рублей - это весьма немалый бюджет для такого рода проекта. Напомним, перезапущенный в этом году сайт президента РФ Kremlin.ru обошелся госбюджету в 20 млн. рублей. ПОДРОБНЕЕ
Как сообщают в ведомстве, перед началом работ Notamedia консультировали известные игроки на рынке веб-дизайна и брендинга, в том числе российские интернет-холдинги Mail.ru Group, «Яндекс», Rambler&Co. Свои варианты дизайна предлагали «Студия Артемия Лебедева», Notamedia, AIC, ONY, Articul.
Рассмотрев все идеи, агентство решило не работать в одиночку и привлекло к проекту коллег из команды ONY, которые тоже имеют опыт в создании интерактивного креатива для столичных властей. В частности, студия занималась обновлением версии портала Vmet.ro. Как сообщил Sostav.ru сооснователь ONY Сергей Сережин, сумма договора субподряда с Notamedia была небольшой, однако назвать ее топ-менеджер отказался.
В итоге в основу дизайна mos.ru легла концепция ONY, а техническим воплощением и доработкой для реального использования портала занимался основной подрядчик Департамента информационных технологий.
Николай Бобров, директор по развитию Notamedia
Мы рисовали дизайн не с нуля – концепцию дизайна разработало агентство ONY. Мы подстроили их видение под функциональность разработки и постарались ничего не испортить.
Мы видоизменяем внешний вид сайта на протяжении всей нашей работы и продолжаем делать это до сих пор. Релиз, который произошел в понедельник – ни в коем случае не точка в проекте нового интернет-портала Правительства Москвы.
Мы перманентно работаем над его улучшением и планируем регулярно вносить изменения, новые функции и сервисы. Это касается и дизайна. Ведь даже текущая версия по дизайну сильно отличается от бета-версии, запущенной нами 21 сентября.
Интернет-ресурс построен на концепции «Интернет-портал для жителей города, а не только для журналистов и чиновников». Руководитель проекта отмечает, что у платформы фактически нет ограничений по росту: ни по посещаемости, ни по функционалу. При этом, если один из разделов, например - сервис новостей, "упадет", то остальной сайт продолжит работать в штатном режиме.
Однако, текущая версия портала mos.ru - далеко не окончательная; чиновники намерены дорабатывать сервис. В Департаменте информационных технологий Sostav.ru рассказали, что в ближайшие два года порталу предстоит вобрать в себя все существующие проекты и сервисы города, например, такие масштабные на московский портал госуслуг (pgu.mos.ru), "Активный гражданин" (ag.mos.ru) и "Наш город" (gorod.mos.ru), в текущей версии для получения сервиса пользователь переадресуется с mos.ru на эти странички.
По словам чиновников, очередные доработки cайта станут серьезным испытанием как для пользователей, так и для самого mos.ru. Для "безболезненного" слияния Аппарат Мэра Москвы и Департамент информационных технологий привлекли к работе над предстоящей интеграцией еще одного исполнителя - Британскую Высшую Школу Дизайна.
"Студентам Британской высшей школы дизайна предложили поучаствовать в проекте по развитию нового портала future.mos.ru, который в будущем объединит городские сервисы, сделает их проще и доступнее для граждан", - рассказала нашему корреспонденту куратор спецпроекта Мария Сташенко. По словам руководителя, это некоммерческий проект, в котором участвуют ученики нескольких направлений.
Среди задач, поставленных перед студентами - работа с сервисом «Городской советник», который реализован на базе нового портала future.mos.ru. Он представляет собой «помощника» в вопросах поиска ответов на вопросы, касающиеся жизни в городе. В рамках сотрудничества планируется работа по созданию англоязычного сервисного пространства, что позволит экспатам и гостям из других стран чувствовать себя комфортнее. Они смогут легко получать доступ к необходимой правовой информации, городским услугам и событиям.
Сейчас студенты БВШД находятся на этапе городских исследований; их результаты помогут выявить ситуации, в которых диджитал-сервисы города могут помочь "здесь и сейчас". Все работы студентов планируется собрать на паблишинговой платформе Tilda.cc в феврале 2016 года.
Что касается будущего Mos.ru, то наиболее адекватные и полезные решения из представленных учениками будут оценены с точки зрения скорости их воплощения экспертным советом проекта, в который входят Леонид Бугаев, куратор курса "Мобильные приложения", Дмитрий Карпов, куратор курса "Дизайн в интерактивной среде", Михаил Сокльников, преподаватель дисциплины "Дизайн-мышление" БВШД и другие профессионалы в области веб-дизайна.
Вполне возможно, что вышеперечисленные эксперты порекомендуют городу проекты своих студентов для внедрения в стратегию развития Mos.Ru. И когда интерфейс городского портала в очередной раз изменится (а это случится уже в следующем году), остается только гадать, не придумают ли власти новых "доделок", которые потребуют нескромных финансовых вложений.