Средний возраст сотрудников рекламного агентства сегодня — 25−27 лет. Согласно популярной в последние годы «Теории поколений», рожденные в период с 1984−2000 — это представители поколения Y или «миллениумы», как их еще часто называют, а поколение X — это люди, которые родились в период с 1963 по 1984.
Мы отличаемся друг от друга не только по возрасту, но и в силу того, что воспитывались в разных социальных условиях. Мы часто воспринимаем одни и те же ситуации по-разному и искренне удивляемся, почему-то, что мотивирует и вдохновляет Иксов, оставляет совершенно равнодушными Игреков.
Игреков, которые росли вместе с компьютерными играми и развивались одновременно с цифровыми технологиями, часто называют поколением Питера Пэна — они не хотят взрослеть и воспринимают происходящее вокруг как игру. Иксы, напротив, очень рано повзрослели, стали самостоятельными и готовы принимать на себя ответственность.
Я — типичный X, но команды агентств, которыми я управляю, большей частью состоят из Игреков, а многие из них уже сегодня возглавляют направления бизнеса.
Наталья Осипова
Для развития потенциала людей, особенно в творческом мире рекламы, важно создавать и поддерживать такие условия, в которых два поколения могут не просто комфортно и эффективно работать, но и достигать результата как команда.
Мы постоянно пробуем новые подходы к Игрекам, ищем новые способы взаимодействия с ними. Я провожу интервью, встречи и завтраки с молодыми сотрудниками, где мы обсуждаем важные для них вопросы, новые внутренние проекты и инициативы, которые планируем запускать в компании. В данной статье я хочу поделиться своими наблюдениями и выводами. Пять способов стать ближе к Игрекам, описанных ниже — это личный путь и опыт моей команды и мой собственный. И это только начало нашего исследовательского пути.
1. Принимайте Игреков такими, какие они есть
У Игреков выше уровень самооценки, они не хотят ждать и стремятся быстрее Иксов расти в профессиональном и карьерном плане, иметь одновременно и интересную работу и свободное от нее время, возможность для отдыха и развлечений. У них более широкий взгляд на все, что происходит вокруг, они более раскрепощены и открыты, их отличает прямота суждений и скорость движения вперед.
Руководителям-Иксам, с высоты жизненного опыта, хочется выразить свое несогласие с такой установкой, потому что они-то точно знают, как должно быть правильно, а главное — справедливо. Но лучший руководитель для Игреков — это не строгий и назидательный учитель, а тонкий психолог, который вдохновляет своим примером и поддерживает эмоционально. Опыт Иксам нужно использовать именно для того, чтобы выбирая подход Игрекам, во-первых, не забывать о том, что они сами были молодыми, а во-вторых, принять поколенческие отличия, потому что именно в них и есть исключительная ценность Игреков.
Фото depositphotos
2. Мотивируйте интересом
Игреков легко и сложно мотивировать одновременно, потому что самый сильный их мотиватор — это «интерес». Игреки с удовольствием примут предложения Иксов, если оно их увлечет. Главное заблуждение, на которое часто попадаются Иксы — это предположение о том, что если зона «интереса» найдена, то все уже хорошо и можно расслабиться. Отнюдь. «Интересно» Игрекам будет ровно столько, сколько им это интересно. И здесь есть два пути: принять существующее положение как данность или в режиме постоянного переключения активностей искать вместе с ними все новые и новые грани этого «интереса».
В одном из обсуждений с молодыми копирайтерами, посвященном идеальному месту работы, cлово «интересно» встречалась больше 10 раз на протяжении получасового разговора. Так что, если конкретизировать этот «интерес», то он может лежать в совершенно разных аспектах — чем разнообразнее задачи, тем он выше.
Эти ребята хотят развиваться в разных направлениях одновременно — и писать сценарии, и снимать по ним ролики, и вести группы в социальных сетях. Чем шире спектр интересов, тем более профессионально они себя ощущают. «Интерес» — это очень тонкая субстанция, потому что для каждого он в чем-то своем.
Один найдет «интерес» в том, чтобы пройти стажировку в другом подразделении агентства и положить себе в копилку новые, пусть даже неглубокие, знания, другой оценит возможность выбрать курс для обучения и расширить свой личный горизонт; кто-то видит его в возможности реализовывать фестивальные идеи и удовлетворять свои творческие амбиции, а кто-то — в том, чтобы оттестировать свой новый формат презентации в тендерах.
3. Берите все здесь и сейчас
Для Игреков время движется по-другому. Они быстрее принимают решение, чаще меняют работу и сферу деятельности, получая удовольствие от того, что делают здесь и сейчас. Если ваша задача — максимально эффективное взаимодействие с ними, то не ждите от них планов развития на год или понимание того, где они видят себя через пять лет. Их горизонт планирования — это мелкие перебежки — от нескольких недель до нескольких месяцев.
Если они четко понимают свою краткосрочную задачу и свой вклад в нее, то ваши дивиденды — это 100% вовлечение в решение данной конкретной задачи с высоким результатом. Игрекам также важно осознавать цель и видеть конечный результат, просто для них он должен произойти в разы быстрее, чем привыкли его получать Иксы. «Покажите нам общую картинку и помогите поставить краткосрочные цели», — такой запрос можно услышать от рефлексирущего Игрека.
4. Проявляйте знаки внимания
Часто в сложной аналитической работе над поколенческими ценностями и в попытках найти к ним единственно верный подход мы забываем о силе простых вещей. Небольшие, но приятные регулярные знаки внимания — это необходимое топливо для движения ваших сотрудников вперед и поднятия их корпоративного духа.
И вот тому доказательство: «Мы понимаем, что все и сразу мы не можем получить, а вот, например, какие-то маленькие «ништячки» — билеты в кино, кофе утром, фрукты в офисе или «витаминки» в осенний сезон -- это же прям круто!». Или вот: «Подкармливайте нас почаще, и тогда нам будет счастье».? Счастье — в мелочах и в персональном внимании, а это вечные ценности, которые не поддаются ни поколенческим, ни возрастным изменениям.
5. Пробуйте играть по новым правилам
Попробуйте сыграть в новую игру по правилам Игреков, доверьтесь их выбору. В силу особенностей воспитания и взросления в иных социальных условиях, при всей внешней раскованности и уверенности в себе, топ-менеджеры поколения X часто зажаты и закомплексованы. Попробуйте новый опыт — расширьте границы своего горизонта.
Снимите с себя корону руководителя и станьте на время актером — сыграйте Дарта Вейдера в корпоративном новогоднем ролике, примерьте образ шеф-повара — испеките блины на масленицу и пригласите на них всю компанию, покажите, что спорт — это жизнь и предложите поддержать вас в первом полумарафоне или велозабеге — это очень объединяет и заряжает. Пришло время слегка расслабиться и дать себе чуть больше гибкости — надеть кеды, купить себе борд и на следующий корпоратив объявить конкурс на лучшее fish gape селфи.
Текст: Наталья Осипова, вице-президент по маркетинговым услугам АДВ