В октябре 2022 года компании пригласили на собеседование на 30% больше соискателей в возрасте 14−18 лет, чем годом ранее, свидетельствуют результаты исследования HeadHunter для Forbes. Об особенностях работы с юными сотрудниками Sostav рассказал руководитель отдела по подбору и адаптации персонала hh.ru Росина Пустовит.
Цифры для работодателей
360 тыс. раз в октябре 2022 года российские работодатели пригласили подростков на собеседования через hh.ru. Чаще на таких кандидатов обращали внимание образовательные учреждения и компании, работающие в сфере услуг для бизнеса.
Вместе с тем в начале ноября в Госдуму внесли законопроект об упрощении трудоустройства несовершеннолетних. Парламентарии намерены отменить необходимость получения разрешения на легкий труд несовершеннолетних от органов опеки и попечительства. С работодателей предлагают снять обязанность обследовать здоровье юных кандидатов за свой счёт, писал ТАСС.
Всё это совпало с убылью трудоспособных россиян в возрасте от 20 до 29 лет. С сентября 2020-го по сентябрь 2021 года их число сократилось на 460,5 тыс. человек, писал РБК со ссылкой на исследование FinExpertiza. Всего количество работающих за тот же период выросло до 72,3 млн человек. Аналитики объясняют убыль молодёжи кризисом рождаемости 1990-х годов.
Польза подростков для бизнеса
Подростки могут быть эффективны в сферах, которые сегодня испытывают дефицит кадров. В IT им можно доверить работы, которые исключают принятие решений и другие «взрослые» сложности вроде коммуникации. Также скорее всего им окажутся не по силам обязанности менеджера проектов. Однако они могут быть тестировщиками и аналитиками, взять на себя рутины финансистов и бухгалтеров, SMM-менеджеров.
Пока российское трудовое законодательство накладывает ограничения на работу совсем молодых сотрудников вроде сокращенного рабочего дня, запрета на испытательный срок, командировки, ночные смены и другие. Поэтому до сих пор немногие компании решались брать их на работу.
Но найм подростков для многих компаний имеет смысл, когда работодатель готов всерьёз вкладываться в такого сотрудника и растить его без оглядки на риск увольнения как только он наберётся опыта.
В работе с подростками есть и коммуникационные сложности: они заключаются в юношеском максимализме и упорстве. С одной стороны, они уже почти взрослые, с другой — недостаточно зрелые. Они чувствительны к оценкам посторонних, показывают предельную самонадеянность, категоричные суждения, нестабильное поведение, когда развязность может перемешиваться со стеснительностью. Редкий юный кандидат осознаёт, насколько полезно ему перенимать опыт старших, поэтому рассчитывать на его полную лояльность к коллегам только из-за их опыта не стоит.
При этом у подростков есть и сильные стороны: они более продвинуты технологически, чем старшее поколение, любопытны, честны (если такой сотрудник проспал начало рабочего дня, скорее он не будет выдумывать отговорку, а скажет о причинах прямо). Кроме того, современные молодые люди бережно относятся к своим границам, отдыхают, когда видят в этом необходимость. Значит, они будут более стрессоустойчивы в перспективе.
Работа приносит пользу и самим подросткам. По данным Управления статистики Канады, подростки, работавшие в возрасте 15 лет, имели больше шансов найти работу в 17−21 год. Они же получали более высокие доходы и более качественную работу в возрасте от 17 до 23 лет.
Как провести собеседование и оценить кандидата-подростка
И у взрослого, и у подростка есть основные качества, интересы и таланты, которые редко изменяются со временем. Возможно, подросток более активен, чем среднестатистический школьник, участвует в олимпиадах, делает классные проекты по учёбе, занимается спортом или посещает кружки. Изучение списка этих активностей поможет сделать первые выводы о юном кандидате.
Можно обратиться и к фундаментальным личностным характеристикам. Ключевые сторонники теории классификации личностей выделяют пять: экстраверсия, доброжелательность, сознательность, невротизм и открытость опыту. Соответственно, стоит проанализировать, как подросток доводит до конца начатое, как расширяет свой кругозор, по возможности оценить коммуникативные навыки.
Перспективного кандидата-подростка выделяет самостоятельность: сам нашёл, придумал или сделал.
Также точно стоит отказаться от стрессового интервью — поиск работы в юном возрасте уже смелый выход из зоны комфорта сам по себе.
С подростками нужно быть максимально внимательными при формулировании обратной связи. Они чувствительны к оценкам больше, чем взрослые, а потому следует обратить внимание на сильные стороны: хвалить, давать позитивные установки.
Подросток в вашей команде
Компании с выстроенной корпоративной культурой скорее не испытывают проблем с онбордингом любых сотрудников, подростков или взрослых. Цель онбординга в том, чтобы новому работнику было максимально комфортно в незнакомой для него среде, и он быстро стал самостоятельным «игроком». В этом же направлении нужно проводить и онбординг подростка.
Ключевой способ чувствовать настроение команды на любом этапе развития — систематически проводить встречи руководителей и сотрудников «один на один». Регулярность позволит быстро выявлять нереализованные потребности коллег и работать с ними. Накопление недосказанностей может привести к трудностям в адаптации в коллективе не только подростка, но и взрослого.
Ещё одно отличие от найма взрослого сотрудника — мотивация. Подростки в отличие от взрослых живут настоящим и плохо представляют себе перспективу на год или пять лет. Поэтому обозначать ему стоит самые ближайшие возможности, в идеале — в пределах месяца.
При этом руководителю важно внимательно погрузить подростка в процессы, регламенты, корпоративную культуру. Сделать выводы о нём как о сотруднике можно уже через месяц.
Другие распространённые инструменты онбординга подростков скорее не отличаются от обучения взрослых. Например, многие программы проходят в режиме геймификации. Это любят и старшие сотрудники.
Подростки в перспективе
Тренд найма юных сотрудников будет нарастать с дефицитом кадров в России во многих отраслях. Конкуренция за них только обострится, и компании начнут предлагать привлекательные условия всем более-менее подходящим кандидатам, становиться более комфортными для сотрудников.
Многие российские корпорации уже так или иначе присматриваются к перспективным молодым людям: «Росатом» «выращивает» их со школьной скамьи; «Ростех» готовит школьников и студентов колледжей для авиационной промышленности, QIWI нанимает подростков на летние стажировки в разработку, маркетинг, аналитику, Московский метрополитен запустил клуб развития для подростков 12−18 лет.
Компании поддерживают школы, спонсируют олимпиады, проводят совместные конкурсы и ярмарки вакансий.