Иллюстрация Synovate Comcon
В апреле 2015 года среди россиян заметно выросла доля тех, кто считает, что экономическое положение нашей страны улучшилось и будет улучшаться в дальнейшем (28%, +14 пп. по сравнению с мартом 2015 г.). 48% экономически активного население уверено, что положение дел не ухудшилось за тот же период. Об этом говорят данные исследования компании Synovate Comcon.
Однако личная экономия растет и по-прежнему наблюдается во всех категориях, а нынешние показатели экономии на продуктах питания и непродольственных товарах даже превысили пиковые значения, зафиксированные в 2009 г., констатируют эксперты. В соответствии с этим меняется и потребительское поведение – россияне урезают расходы и стараются быть более рациональными в покупках.
Главным последствием кризиса остается продолжающийся рост цен: его отмечают 92% опрошенных. Сегодня эта проблема стоит даже острее, чем в 2009 г. (в предыдущий кризис основные трудности были связаны с увольнениями и урезанием зарплат). Сейчас проблема сокращения штатов компаний также близка по актуальности к уровню прошлого кризиса (об увольнениях в своих компаниях говорят 33% опрошенных против 29% в апреле 2009 г).
Более оптимистичному восприятию кризиса в глазах россиян, чем в 2008-2009 гг., по-видимому, способствует характер его освещения в СМИ. Редкое использование термина «кризис» в новостях, передачах, статьях не актуализирует данную тему в сознании потребителей.
Также наблюдается связь между стабилизацией курса рубля относительно зарубежных валют и восприятием текущего экономического положения – тема кризиса становится все менее актуальной по мере укрепления национальной валюты. В реальности же потребители лично сталкиваются с последствиями кризиса и обеспокоены ими.