Эксперты IAB Russia проанализировали рынок онлайн-аудио и, в частности, подкастов. Обе эти категории ближайшие годы ждёт стремительный рост, что обусловлено увеличением количества различных платформ, на которых доступен аудиоконтент, а также приходом в этот сегмент крупных компаний.
Шестикратный рост аудиоформата
Российский рынок онлайн-аудиокоммуникаций — музыка, подкасты, аудиокниги — к 2024 году составит 6,6 млрд рублей, тогда как в 2019 году эта цифра находилась на уровне 0,7 млрд рублей. К такому выводу пришли в IAB Russia (Interactive Advertising Bureau). Согласно прогнозу, в 2020 году этот рынок достигнет объема в 1,2 млрд рублей, в 2021-м — 2 млрд рублей, в 2022-м — 3,1 млрд рублей, а уже в 2023 году будет на уровне 4,6 млрд рублей.
Развитию этого рынка способствуют несколько факторов, включая распространение легальных стриминговых сервисов и подкаст-сервисов, а также рост проникновения смартфонов и скорости мобильного интернета, считают эксперты IAB Russia.
Среди других факторов — адаптация контента крупными радиохолдингами и паблишерами, внедрение новых контентно-сервисных вертикалей, например, игр, навигаторов, фитнес приложений и так далее, развитие новых платформ — голосовых ассистентов, умных колонок и других. Последние, в том числе, позволяют развивать диалоговый маркетинг и речевые коммерческие решения на основе искусственного интеллекта.
Драйвить рынок онлайн-аудио также будет стандартизация методов и инструментов закупки аудиорекламы и сближение аудиторных измерений традиционного радио и онлайн-аудио.
Подкасты привлекают лояльных слушателей
Один из наиболее свежих трендов на рынке онлайн-аудио — это подкасты. Несмотря на то, что доля этого сегмента невелика, он демонстрирует высокие показатели по дослушиванию контента — 80%. Кроме того, внимание пользователей при прослушивании подкаста в 2,5 раза выше, чем при прослушивании музыки, выяснили специалисты IAB Russia.
В 2019 году объём рынка подкастов составил только 56 млн рублей, однако, как прогнозируют в IAB Russia, в 2020 году этот сегмент должен вырасти более чем в два раза — до 117 млн рублей. В 2024-м эта цифра и вовсе достигнет 1,04 млрд рублей.
Эксперты IAB Russia также подсчитали, сколько человек составляет лояльную аудиторию подкастов. В 2019 году регулярно подкасты слушали 5 млн человек в месяц. В 2020-м месячный охват должен достигнуть 11 млн человек, а к 2024 году — 28 млн человек.
Среди причин, по которым сегмент должен показать такой стремительный рост как в финансовом отношении, так и в размере аудитории, — увеличение количества качественного контента, на что влияет приход в эту сферу знаменитостей и различных брендов, а также стандартизация инструментов монетизации. Кроме того, растёт количество платформ, на которых доступны подкасты — от смартфонов и музыкальных сервисов до «умных» колонок и автомобильных аудиосистем. В целом на рост количества подкастов сейчас влияет отсутствие необходимости лицензировать подкасты для их распространения, а также бесплатных доступ к ним слушателей.
Мозг поощряет распространение аудио
Как подчеркнул председатель комитета по аудиорекламе IAB Russia Михаил Ильичев, адаптация голосовых коммуникация будет проходить стремительно, так как человек постоянно будет находиться в зоне воздействия хотя бы одного устройства с голосовым интерфейсом, будь то наш собственных смартфон, устройства «умного» дома, игровая приставка, автомобиль или часы.
Кроме того, голос — это наиболее простой способ восприятия, считает Ильичев. По его словам, это обусловлено тем, что человеческому мозгу легче воспринимать именно коммуникацию голосом. «Мы начинаем распознавать речь задолго до того, как впервые учимся нажимать на экран или работать с текстом», — отметил он. Человеку требуется меньше усилий, чтобы сказать ответ голосом, чем напечатать его, и в целом, голос воспринимается более эмоционально, при этом бесшовно интегрируясь в контент.