В первом полугодии продажи пива в натуральном выражении в России выросли на 8% до 223 млн дал. На руку пивоварам сыграли чемпионат мира по футболу, теплая погода и рост доходов населения, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные исследования Nielsen.
Рост продаж также подтверждают ритейлеры и производители пива. Например, в торговой сети «Перекресток» продажи пива превысили прогноз на 5−10%. Об увеличении продаж говорят также представитель российской «дочки» официального спонсора чемпионата, пивоваренной компании Anheuser-Busch Inbev, Ораз Дурдыев и член совета директоров Московской пивоваренной компании Ольга Аверьянова, однако конкретных цифр они не называют.
Из данных Nielsen следует, что продажи пива росли каждый месяц этого года. Сказался рост реальных доходов населения в первом полугодии, низкие цены в современных форматах розничной торговли (супермаркеты, гипермаркеты), куда все больше переходят потребители. Участники рынка считают, что на потреблении пива положительно сказались теплое лето и чемпионат мира, проходивший в России с 14 июня по 15 июля, так как пиво и футбол — это традиционное сочетание для многих болельщиков.
Всего в 11 городах проведения чемпионата продажи этого напитка выросли на 14%, а в дни матчей они подскакивали в 1,5 раза, по данным Nielsen. У торговой сети «Пятерочка» продажи в этих городах выросли на 31,8%, у «Ашана» — на 20%, у «Магнита» — на 19%, по собственным данным сетей. Также продажи во время ЧМ-2018 активно росли в отелях, ресторанах и кафе. Так, в барах в центре Москвы рост продаж достигал 30−40% в дни матчей, говорит вице-президент сети спортбаров «Кружка» Галина Костив. Если обычно в летний сезон продажи у баров и ресторанов падают, то в этом году будет рост за счет футбольных болельщиков, ожидает она.
Российский рынок пива сокращается много лет. До этого продажи падали: на 6% год к году в первом полугодии 2017 г. А за последние 10 лет его производство и продажи упали более чем на треть до 748,2 млн дал, по данным Росстата. Пивовары связывают это с усилением государственного регулирования: акциз вырос в 7 раз до 21 руб. за 1 л, пиво признано алкогольным напитком, его продажи и реклама ограничены.
Сложившаяся благоприятная ситуация с ростом спроса в первом полугодии может распространиться и на весь год: аналитики прогнозируют рост рынка на 3,2%. Однако участники рынка добавляют, что рост продаж по итогам года будет зависеть от того, будет ли государство и дальше ужесточать регулирование. Сейчас в Минфине обсуждаются новые предложения по усилению регулирования, в частности введение маркировки, лицензирования для производителей пива. Такие нововведения могут отрицательно сказаться на деятельности небольших компаний, что снизит продажи пива.