Фото пресс-службы Яндекса
На протяжении двух месяцев эксперты SEO-компаний раскрывали секреты ранжирования поисковой системы Яндекс в рубрике Sostav.ru «5 секретов Яндекса». Теперь и сам Яндекс дал свой ответ на серию публикаций экспертов. Руководитель поисковых сервисов интернет-компании Александр Садовский в интервью Sostav.ru рассказал, что поисковик учитывает при ранжировании, почему нельзя обмануть Яндекс и нужно ли SEO в наши дни.
- Каковы главные критерии оценки качества сайта в выдаче поисковой системы? Для каждого типа бизнеса Яндекс применяет разные настройки алгоритмов ранжирования, или они универсальны?
- Главный критерий один — насколько этот сайт помогает решить задачу пользователя. Если вам интересно что-то более конкретное, скажем, какое слово и как часто использовать в тексте, чтобы попасть на первые позиции результатов поиска — такого «главного критерия» нет. Качество сайта во многом субъективно и связано с оценкой того, кто его потребляет — пользователем.
Вся сложность поисковых алгоритмов в том, что мнений много и все они разные. За одинаковыми формулировками запроса могут стоять разные задачи. Например, по запросу [легенда №17] одного пользователя интересует расписание кинотеатров, другого — отзывы о фильме. Поиск Яндекса умеет понимать и отвечать на такое разнообразие интересов с помощью технологий «Спектр» и интентного поиска. Поэтому даже в рамках одного запроса критерии оценки качества сайта могут отличаться в зависимости от того, на какой интент он отвечает.
Для каждой из многих миллиардов страниц мы рассчитываем около 800 факторов ранжирования, описывающих какое-то свойство страницы или сайта. Опираясь на закономерности поведения пользователей, асессоры размечают примеры качественных и некачественных ответов на некоторые запросы из пользователей. Машинное обучение «смотрит» на этот образец и «понимает», какие из факторов ранжирования помогут предсказать качественный ответ по всем миллиардам запросов, не попадающим в образец. И именно таким факторам придаёт больший вес в формуле ранжирования.
А если вспомнить, что интересы пользователей всё время изменяются, меняются и сами сайты, становится ясно, что при каждом обучении формулы вес факторов будет меняться. Сегодня более весомы одни, а завтра — другие.
Конечно, можно выделить понятные на интуитивном уровне признаки, которые коррелируют с решением задачи пользователя — авторитетность и популярность сайта у пользователей, отсутствие спама, наличие уникальной информации, интересной пользователям, полнота освещения какой-либо темы и так далее — в том или ином виде все эти признаки описаны факторами ранжирования.
- Между экспертами в нашей рубрике развязался спор о необходимости SEO-копирайтинга: одни говорят, что без него не обойтись, другие считают, что он в прошлом. Действительно ли SEO-копирайтинг больше не работает на улучшение места в поисковой выдаче? И как Яндекс определяет «заспамленность» текста сайта?
- Когда вы сами смотрите на «заспамленный» текст, как вы понимаете, что он не естественный? Вы же видите разницу? Значит, можете как-то её «объяснить» программе? Ответив на эти вопросы — к слову, мы их иногда задаем на собеседованиях в Яндекс — вы поймете общий подход к детектированию таких текстов. В реализации есть много тонкостей, но это уже другая история.
Что касается SEO-копирайтинга и его эффективности — ответы могут быть разными, в зависимости от того, что понимать под этим термином. Если написание текста языком, понятным пользователю и замена узкопрофессиональных терминов словами, которые обычно используются в поисковых запросах, то это работает и будет работать. Мало кто станет вводить «оториноларинголог» вместо простого «лор». Человек не для того карабкался на вершину эволюции, чтобы лишние буковки одним пальцем набивать. А если «копирайтингом» эксперты называют попытки нашпиговать текст одним и тем же словом, то это тупиковый путь.
- Насколько учитываются внешние ссылки в формуле ранжирования? В «5 секретах Яндекса» некоторые эксперты заявляли, что они уже давно не являются доминантами, так ли это?
- Такая тенденция, действительно, есть. И она «нарастает» уже несколько лет. Чем больше манипулируют ссылками во вред пользователям, тем ниже их вес.
- Влияет ли полнота (указание адреса, телефона, ссылок на соцсети и разделы сайта) и привлекательность сниппета на место сайта в поисковой выдаче? Насколько вырастет значимость сниппета в продвижении с полноценным запуском «Островов»?
- Сниппет — это сниппет, а место — это место. На сегодня ранжирование учитывает только способность сайта решить поисковую задачу пользователя, а не красоту его сниппета. Хотя это связанные вещи и рано или поздно система усложнится. Качественный «островной» сниппет помогает быстрее решать задачи, не переходя на сайт, а значит, при прочих равных обстоятельствах, могут быть причины показать его выше.
С другой стороны, уже сейчас более качественный структурированный сниппет при прочих равных (позиции сайта, сила бренда) привлекает больше посетителей, и среди этих посетителей больше неслучайных, хорошо представляющих себе, зачем они переходят на сайт.
- Значительная часть «5 секретов» была посвящена контенту и юзабили сайта. Эксперты давали различные советы по улучшению этих параметров. Например, по тому, что нужно делать ставку на аудиовизуал, а не тексты. По мнению экспертов, сайтам нужны видео, различные онлайн-сервисы наподобие калькуляторов и «игрушек», использование форматирования – аналог текстовой верстки в печатных изданиях. Все это только привлекает пользователя или все-таки влияет на ранжирование?
- Всё, что помогает пользователю в решении задачи, обозначенной запросом, должно влиять на ранжирование. Если окажется, что какая-то функциональность сайта, помогающая пользователю, всё ещё не помогает в ранжировании сайту, мы будем считать это своей проблемой.
- Почему нельзя обмануть Яндекс? Эксперты рубрики отмечали, что все запросы должны соответствовать действительности: если сайт продвигается по ключевой фразе «Калькулятор КАСКО», значит, на сайте этот инструмент должен быть представлен.
- А зачем обманывать Яндекс? Ведь можно же просто честно работать и приносить пользу людям. Или это уже не вариант?
Что касается продвижения по запросам нерелевантных сайтов, то надо понимать, что вы обманываете не столько Яндекс, сколько пользователей, ведь алгоритмы ранжирования подстраиваются под их желания и задачи.
Пользователи наблюдательны и умны — они видят плохой сайт в выдаче, распознают его по сниппету, и игнорируют. И каков результат? Обманщик не получит трафика, а некачественный сайт не задержится долго в выдаче поиска.
- «Лучше одна ссылка на трастовом ресурсе, чем тысяча на плохих сайтах. Хороший рекламный модуль всегда лучше хорошей покупной ссылки». Работает ли эта формула?
- Мы пишем другие формулы, которые ранжируют. Они работают и результат, надеемся, нравится пользователям. Мы не эксперты в формулах продвижения.
- Учитывает ли поисковик переходы из соцсетей? Чем больше переходов, тем выше сайт в выдаче?
- В вопросе кроется какое-то очень механистическое понимание поиска. Примерно такое же, как у героя фильма про Электроника, который все время задавался вопросом: «Где же у него кнопка?». Поисковое ранжирование сейчас настолько сложная и гибкая система, что гораздо продуктивней её воспринимать с позиции интересов пользователя, а не искать кнопку.
Переход из соцсетей может говорить об интересе к сайту, а может и не говорить — всё зависит от того, каким описанием снабжена ссылка, насколько знакомо пользователям доменное имя. Однозначного ответа на такой вопрос нет.
- Насколько наличие и частота технических ошибок на сайте понижают его при ранжировании?
- Яндекс не понижает сайт в выдаче из-за того, что тот содержит технические ошибки. Они могут приводить к невозможности индексации, к побочным эффектам, которые в конечном счете сказываются на ранжировании, но сам алгоритм никого не «наказывает».
- Наши эксперты рассказывали о соответствии запросов развитости сайта. Если сайт неразвит, то следует использовать низкочастотные запросы и наоборот, так как они быстрее начнут приносить отдачу. Действительно ли такая политика обеспечивает более эффективное продвижение?
- Я не знаю, что такое «развитость сайта». Но по каждому запросу можно предположить, а иногда и точно сказать, какая потребность пользователя за ним стоит. Если сайт может её качественно и полностью удовлетворить — то, что он находится, интересно всем — и пользователям, и вебмастеру, и, как следствие, поисковой системе. Если сайт бессилен ответить на какой-то запрос пользователя, мы не рекомендуем его продвигать по данному запросу.
- Как был придуман персонаж Платон Щукин, от имени которого ведут переписку сотрудники технической поддержки Яндекса?
- Это давняя история. В начале был придуман Аркадий Волож, от имени которого руководят компанией… :).
- После Платона не могу не задать философский вопрос. Яндексу выгодно развивать контекстную рекламу, а не настраивать бизнес на SEO, так как компания имеет свою рекламную сеть. SEO-компании, напротив, призывают к тому, что контекст не заменит SEO. Как на рынке сосуществуют эти две позиции?
- Яндексу выгодно то, что выгодно его пользователям. Нужна ли пользователям «настройка на SEO»? Вряд ли это их цель, им нужно просто решать свои задачи.
В тех случаях, когда есть задача что-то купить, контекстная реклама — отличный релевантный ответ, и там, где это уместно, мы ее показываем. Но она именно дополняет, а не заменяет естественные результаты поиска. Качественные сайты, решающие задачу, должны находиться, независимо от того, заплатили ли веб-мастеры за рекламу или нет, независимо от того, знают они слово «SEO» или нет.
Именно благодаря естественным результатам пользователи возвращаются в Яндекс снова и снова, и наша цель — помогать им решать задачи быстро и удобно.