Как появилась интернет-реклама: от древности до наших дней :)

2013-04-04 13:50:21 25758

Первая интернет-реклама появилась практически одновременно с появление самой сети, то есть тогда, когда интернет перестал быть уделом группки энтузиастов-компьютерщиков, и стал доступен более широкой аудитории. На заре развития интернета его аудитория состояла преимущественно из «технарей» (поскольку понятия IT тогда еще даже не существовало). В конце 80-х - начале 90-х реклама в интернете была текстовой и рассылалась по электронной почте. Вторую половину 90-х можно считать «золотым веком» спама – серьезных спам-фильтров еще не существовало, а количество контактов с аудиторией и эффективность были колоссальными.

Считается, что первая баннерная (или медийная) реклама появилась в 1994 году, вместе с зарождением в Интернете первых рекламных кампаний. В 1994 году компания AT&T разместила на сайте HotWired первый в мире баннер (надпись размером 468х60 pix гласила: «А Вы уже нажимали сюда? Вы нажмете!»).

Баннерные сети

Чуть позже, с начала 2000-х годов начал приобретать популярность обмен ссылками для увеличения посещаемости сайтов. Вслед за бумом обмена ссылками и популярностью систем-линкаторов (систем для автоматического обмена ссылками) произошёл бум баннерообмена. Обмен баннерами «вручную» не нашёл широкого применения, поэтому вскоре появились баннерообменные сети. Начав своё существование с конца 90-х годов, они продолжают существовать до сих пор.

Постепенно совершенствовались возможности таргетинга, появились различные форматы баннеров. Что касается форматов, то рекламные баннера начинались с jpeg и gif форматов, изображения были как статичные, так и анимированные. Затем рынок завоевали Flash и Javascript – баннеры. Они более интерактивны, позволяют создавать не только красивый образ, но и взаимодействовать с посетителем. Появились так называемые интерактивные баннеры, «плавающие баннеры» (Rich-media), Pop-up баннеры (всплывающие окна)).

С развитием коммерциализации Интернета появились системы централизованной покупки рекламы в Интернете, ориентированные, прежде всего, на медийный формат (Например, Soloway, AdGravity и др.). Они работают на тех же технологиях, но немного проще для рядового рекламодателя.

Системы управления интернет-рекламой

Благодаря своим широким возможностям во всем мире быстро приобрели популярность системы управления интернет-рекламой – ближайшие друзья и помощники владельцев сайтов и рекламистов. По своей сути, это программный комплекс, с помощью которого можно эффективно управлять рекламой на сайте: настраивать рекламные кампании, устанавливать точнейший географический и временной таргетинг, загружать баннеры, а также получать независимую статистику: на каких конкретно страницах показывались баннеры, сколько показов и переходов было осуществлено. Кроме того, для владельцев сайтов предоставляется возможность формировать рекламные пакеты для передачи в управление рекламным агентствам и другой функционал. Одним словом, вещь крайне нужная, без которой сейчас обойтись сложно. Сегодня среди наиболее крупных систем управления интернет-рекламой необходимо упомянуть российские AdRiver, AdFox, украинскую – Rontar, зарубежные - DoubleClick, OpenX и др.

В отличие от других аналогичных систем Rontar также предоставляет возможность автоматической продажи рекламы.

Реклама в поисковых системах

Вскоре IT-специалисты и специалисты по рекламе разглядели потенциал поисковых систем, которые уже стали самыми посещаемыми веб-ресурсами в мире. В 1995-1996 году в США впервые стала предлагаться принципиально новая услуга – продвижение сайтов в поисковых системах. А в 1997 году Билл Гросс выдвинул, запатентовал и реализовал идею продажи рекламных ссылок, которые бы показывались пользователям вместе с результатами их поиска – так появилась контекстная реклама.

Медийные контекстные баннеры, предлагаемые рекламными службами поисковых систем, также достойны внимания. Они показываются в ответ на определённые запрос пользователя (если он находится в поисковой системе), или в ответ на ключевое содержание страницы (если пользователь находится на странице контекстной сети).

К вопросу об эффективности

Баннерная реклама направлена на достижение двух основных целей: увеличение продаж и имиджевый эффект.

Для увеличения продаж наиболее эффективны:

- медийно-контекстный баннер;

- системы централизованной покупки рекламы;

- тематический баннерообмен.

Для имиджевого эффекта подойдут как баннерообменные сети, так и системы централизованной покупки рекламы.

И еще пару слов о показателях эффективности. Основными показателями в медийной рекламе считаются:

- количество показов;

- количество кликов.

- CTR – ключевой показатель эффективности, представляет собой отношение количества кликов к показам. Нормальным показателям, по разным данным, считается CTR более 1%.

С течением времени возможности сетевой рекламы превзошли самые смелые ожидания. Точнейшее целевое позиционирование и сегментирование рынка, невероятные возможности таргетинга и многое другое – всё это сравнительно легко достижимо с помощью интернет-рекламы. В результате интернет-реклама стала самым быстрорастущим сегментом рекламного рынка и всё большее число компаний рассматривает Интернет как основу своей маркетинговой программы. Рынок сложился и очень динамично развивается – теперь в этом нет никаких сомнений.