Нужны ли тендеры рекламным агентствам?

2024-07-01 11:34:04 Время чтения 7 мин 517

Насколько идея об отказе от закупочных процедур на конкурсной основе является утопичной? Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, партнер агентства Grape, решил всесторонне изучить этот вопрос в рамках подкаста «Тендер без тендера». 

Во втором выпуске приняли участие:

  1. Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, платформа #Безтендера 
  2. Артем Синявский, совладелец и основатель агентства Marvelous
  3. Антон Булеков, совладелец и основатель агентства Unblvbl
  4. Пётр Губанов, основатель агентства PostPost

О проекте 
#Безтендера  — проект, запущенный Владиленом Ситниковым в октябре 2023 года. Это платформа, которая помогает брендам и агентствам / независимым креаторам находить идеи для запуска рекламной кампании в условиях совместного мозгового шторма или открытой сессии - презентации идей на основе брифа клиента.
Официальный сайт: http://безтендера.рф

Проект безтендера.рф – попытка использовать конъюнктуру рынка под себя или креативная ярмарка? 

В процессе записи дискуссии, герои подкаста «Тендер без тендера»  озвучили свои мнения, связанные с критикой инициативы Владилена Ситникова.

Антон Булеков, совладелец и основатель агентства Unblvbl: «Первое, что мне не нравится (и не нравится больше всего) – это несоответствие формы и содержания. С точки зрения процедуры и с точки зрения содержания, это фактически такая же конкурсная закупка креатива на рынке. Фактически происходит подмена понятий. Я в этом во всем вижу спекуляцию на повестке, которую создают другие участники рынка, выступающих против проведения бесплатных тендеров. Я наблюдаю попытку запрыгнуть на эту волну и немножечко использовать конъюнктуру под себя…»

Ключевое свойство тендера  – конкурентная закупка: разные компании соревнуются за то, чтобы продать свой товар или услугу. На платформе безтендера.рф действует принцип «креативной ярмарки»: шанс получить оплату от клиента за идею имеет каждый, кто смог проявить себя во время проведения питч-сессии. 

Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, платформа Безтендера.рф: «Клиент изначально приходит не выбирать какого-то победителя, а приходит для того, чтобы купить как можно больше того, что подходит ему сейчас под эту задачу».

Что важнее: победить или заработать? 

Принципиальная разница между проведением стандартной тендерной процедуры и идеей платформы Владилена Ситникова следует искать в целеполагании: подготовка к конкурсной закупке настраивает всех участников исключительно на победу, в то время как безтендера.рф может стать интеллектуальной биржей по зарабатыванию на собственных идеях и стабильным источником заработка для креаторов. 

Цена вопроса 
15 тысяч рублей – минимальная стоимость за участие в заходе, которую может получить креатор на платформе безтендера.рф. Ровно столько же получает креативный директор за час своей работы. 
*Заход — четко сформулированное коммуникационное решение. Схоже с заголовком статьи. Емко описывает, что произойдет с потребителем при контакте.

О механике взаимодействия с платформой

На платформе безтендера.рф действует система «массового питчинга»: бриф получают все заинтересованные в клиенте команды и креаторы одновременно, а защита идей происходит в рамках единой сессии. Таким образом, проект Владилена Ситникова предлагает прозрачность и нетворкинг. 

Проект безтендера.рф – это игра против рынка?

Участники платформы знают, что их работа может быть оценена клиентом либо в размере 15 тысяч рублей, либо в сумму 150 тысяч рублей (за принесенную на шторм или родившуюся в процессе идею кампании, которая понравилась инициатору брифа). С одной стороны, это демпинг по отношению к тому креативу, который продается в рамках больших тендеров, а с другой стороны, 150 тысяч рублей  — это не самая серьезная сумма с позиции агентского бизнеса. Таким образом, из-за дешевизны идей есть риск получить недоработанные идеи: это демотивирует креаторов и приучает клиента к плохому и недоработанному продукту.

Владилен Ситников, сопредседатель комитета Digital-агентств АКАР, платформа безтендера.рф: «Проект возник в моменте, когда стоимость идей на рынке обесценилась. Это не я играю против рынка, а я играю с рынком. Клиенты не готовы платить за креатив. Есть еще какие-то клиенты, которые готовы платить какие-то деньги, но не 1,5 или 5 миллионов, как было раньше».

Ценообразование на рынке стремительно меняется в силу разных факторов: ChatGPT может бесплатно генерировать идеи, а сам рекламный рынок работает по performance-модели. Как подчеркивает Владилен, 15 тысяч рублей  — это соизмеримая сумма, потраченная на формулировку идеи, которая может возникнуть в пределах одного часа у креатора любого уровня. 

Есть ли в этом оппортунисткая история?

Антон Булеков, совладелец и основатель агентства Unblvbl, сформулировал несколько аргументов, выступающих против проекта: 

  1. Проект спекулирует на тренде борьбы с бесплатными тендерами;
  2. Креатив далеко не всегда может быть оплачен, потому что его оценка не может в разной степени удовлетворить клиента и само агентство;
  3. Проект расшатывает рынок предлагаемыми суммами за оплату;  
  4. Битва за клиентов: на рынке может сформироваться команда, которая может забирать клиентов.  

Артем Синявский, совладелец и основатель агентства Marvelous, ожидает, что платформа безтендера.рф станет позитивным вызовом для рынка и повлияет на стандарты проведения тендерных процедур.