25 декабря 2014 года в Польше вступили в силу новая редакция закона «О защите прав потребителей», которая была разработана Министерством Юстиции Польши и учитывает Директивы Европейского Парламента и ЕС. Целью новой редакции закона является сведение в единое целое законоположений в области ответственности продавца за качество проданного продукта. Рассмотрим какие новые права и обязанности продавца и потребителя вытекают из новой редакции закона «О защите прав потребителей».
Новая редакция закона гарантирует клиентам в Польше, что еще перед заключением контракта, они должны получить достаточную информацию, касающуюся как самого товара, так и заключения договора. Стоит подчеркнуть, что согласно новой редакции покупатель в Польше получает право к такой информации не только в случае контрактов, заключаемых на предприятии. Это правило касается также и обычного магазина.
Новая редакция закона предусматривает облегченное ориентирование потребителя в расходах, которые он может понести при заключении контракта. В соответствии с новой редакцией закона именно продавец информирует покупателя о всех расходах, которые он несет в связи с заключением контракта. Дополнительно, закон регулирует и другие аспекты, связанные с затратами. Например, если покупатель оплачивает товар с помощью банковской карточки, то комиссионный сбор не может быть больше, чем это предусмотрено для такого рода платежа.
Закон также увеличивает срок с 10 дней до 14 дней в течении которого покупатель в Польше может отказаться от покупки без предоставления каких-либо причин. Таким образом, клиенту предоставлен более длительный период для принятия окончательного решения. Если покупателю не предоставлена информации о 14-дневном периоде отказа, новая редакция закона предусматривает следующие: клиент может отказаться от купленного товара в течении одного года; ранее срок составлял 3 месяца. Согласно закону «О защите прав потребителей» клиент освобожден от уплаты расходов, связанных с возвращением товара, если ему не была предоставлена соответствующая информация.
Новая редакция закона «О защите прав потребителей» восстанавливает понятие потребительского «дефекта», при ранее существовавшим определении «несоответствие товара условиям контракта». Таким образом клиент получает большую свободу при выборе действий в случае покупки товара с дефектом. Ранее в первую очередь клиент мог требовать от продавца только оказания услуги ремонта или замены товара. Сейчас клиент имеет право требовать также снижения цены или может вообще отказаться от купленного товара.
Новая редакция закона также восстанавливает применение законоположений из области гражданского права, касающихся гарантий для клиента. То есть в случае, когда предприниматель, предоставляющий гарантию, неточно формулирует содержание или смысл гарантии, клиент может сослаться на свои права, которые закреплены именно в Гражданском праве. Гарантия является действительной в течение 2 лет, если гарант не определяет точного срока таковой.
Новая редакция закона «О защите прав потребителей» имеет значение не только для клиентов в Польше, но и для производителей. Таким образом введены единые правовые нормы для всех стран членов Европейского Союза, что упрощает ведение бизнеса как фирмам из ЕС, так и из других стран. В законе «О защите прав потребителей» четко определен не только объем информации, но и когда, каким образом предприниматель должен предоставить данную информацию клиенту.
Еще новая редакция закона «О защите прав потребителей» четко формулируют правила отказа от исполнения условий контракта, в том числе в области расчета срока, в вопросах, связанных с расходами при возврате покупки. Новая редакция определяет кто и в каком размере оплачивает расходы в результате невыполнения контракта и/или условий. Дополнительно, в новый закон включены правила, которые касаются условий как клиент должен пользоваться приобретенным товаром в течение периода, в течении которого имеет право расторгнуть контракт. Таким образом, новая редакция закона «О защите прав потребителей» формулируя четкие правила, особенно в области, где до сих пор не было четкого регулирования, облегчает польским предпринимателям как само исполнение закона, так и снижает расходы при ведении деятельности.
Новая редакция закона касается и ответственности любого продавца за качество проданного товара. Ранее, польский предприниматель отвечал за качество товара в двух сферах: за дефекты и за несоответствие товара. Такой подход осложнял и увеличивал расходы при рассмотрении разнообразных споров.
Новая редакция закона также упрощает рассмотрение исковых заявлений, поскольку включает четкие формулировки, которые касаются возмещения исков, связанных с дефектом проданной вещи в цепочке продавцов. Новые формулировки облегчают конечному продавцу возмещение его расходов, понесенные в связи с исполнением его обязанностей по гарантии товара, который приобретен от поставщика/производителя и который имеет дефект.