МОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ МЕНЯ БЕРЕЖЕТ

2015-05-18 08:17:37 2202

ОПЫТ

"Я не случайно упомянул о патриотизме. Посмотрите, что происходит на Украине. Люди в течение долгого времени получали информацию определенного рода, которая сформировала у них устойчивые негативные психологические установки. Мы же можем формировать совсем другие ценности и иное отношение к людям, городу, стране, уважение к старшим, толерантность, привычку соблюдать правила безопасного поведения на дороге и т. д. Нужно только с умом использовать этот информационный ресурс."

В любом городе, увы, достаточно факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций. Например, в Челябинске еще долго будут вспоминать истории с падением метеорита, пожаром на вокзале, когда горела цистерна с какой–то химией и горожане были вынуждены ходить в респираторах. А ураган в июне прошлого года, когда на Ильменском фестивале авторской песни от поваленных деревьев погибли три человека и девять человек получили серьезные травмы? А техногенные аварии, а дорожно–транспортные происшествия?

Словом, горожанин не застрахован от неожиданностей, в том числе неприятных. Если человек находится дома или на работе, он узнает об имеющейся угрозе из передач радио или телевидения. А если в это время он едет в трамвае или троллейбусе?

Собственно, с этого вопроса и началась новая страница в развитии уже давно знакомого челябинцам «Маршрутного телевидения», которое в 2014 году стало частью Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (ОКСИОН).

Егор Пахомов, начальник пресс–службы Главного управления МЧС РФ по Челябинской области:

– Предотвращение. Спасение. Помощь. Это слоган МЧС. Так мы и действуем.

Получив вводную, оперативный дежурный ЦУКС МЧС без всяких посредников, с помощью прямого доступа в систему управления видеоэкранами в транспорте выводит нужные сообщения для пассажиров. Уже через несколько минут это сообщение видят пассажиры трамваев и троллейбусов. При разовом оповещении информацию о ЧС увидят не менее 20 тыс. человек. Полученная информация позволяет людям своевременно сориентироваться в сложившейся ситуации и предпринять необходимые меры безопасности. Оповещены – значит готовы к любой неожиданности.

Мы стараемся сделать оперативную информацию более подробной. Ведь самое страшное при ЧС – паника. Наша задача – не допустить этого. Если человек знает, как действовать, он ведет себя более спокойно. Должен сказать, что в городе стали более серьезно относиться к информации МЧС, особенно после того, как погибли люди во время урагана, случившегося 14 июня 2014 года на Ильменском фестивале авторской песни в Челябинской области.

Кстати, мы регулярно встречаемся с коллегами из других городов и регионов, обсуждаем рабочие моменты, в том числе говорим и об организации систем информирования и оповещения населения. Конечно, у каждого региона есть что–то свое, особенное. Но такой оперативной системы оповещения, как у нас в транспорте, нет ни у кого. В рамках программы «Безопасный город» с мониторами в транспорте интегрированы и тестируются фотовидеокамеры, с помощью которых возможно дистанционное получение картинки салона для последующей передачи в правоохранительные органы с целью анализа на предмет обнаружения лиц, находящихся в розыске. Причем информация привязывается не только к виду транспорта и его маршруту, но и ко времени и географической точке в момент съемки.

Алексей Ставров, директор по развитию компании «Первое Маршрутное Телевидение»:

– По статистике, общественным транспортом пользуются до 80% населения больших городов. И если учесть мировой опыт развития транспортных схем в мегаполисах, то эта доля вряд ли будет сокращаться. Транспортный сектор, особенно в крупных городах, растет благодаря государственным инвестициям, направленным на развитие системы общественного транспорта и сокращение поездок граждан на личных автомобилях. А значит, мы взаимодействуем с весьма перспективной аудиторией. Наша коммуникация со зрителями продолжается уже более 10 лет, вместе с тем развивается и наша технология, в которой большое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности граждан в транспорте. Благодаря эффективному сотрудничеству с оперативными службами города мы сегодня имеем полноценную систему оповещения и информирования населения об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. Оповещение происходит одновременно на всех экранах «Маршрутного телевидения», установленных в городском транспорте. Доставка сообщения занимает не более 10 минут после отправки его оперативным дежурным Центра управления в кризисных ситуациях МЧС.

Это наша собственная уникальная отечественная разработка, поэтому мы имеем возможность непрерывно совершенствовать техническую и программную составляющую проекта. Это касается и оборудования, и программного комплекса по управлению контентом. Мы не брали чей–то продукт и не адаптировали под свои цели и задачи. Тем более мы не закупаем оборудование где–то за рубежом, мы делаем все в России. Это очень важно для организации производства оборудования нужной модификации для конкретного типа транспорта. В условиях собственного производства мы легко можем учитывать все особенности и делать тот продукт, который нужен заказчику. Также производство в России существенно облегчает процесс гарантийного обслуживания. Мы постоянно собираем информацию от партнеров об их пожеланиях и просьбах, чтобы обязательно учесть в дальнейшей работе. Любая новая наша модификация, новая разработка, новый модуль тут же становятся доступны нашим партнерам. Сейчас мы фотовидеокамеры тестируем в транспорте. Это означает, что появляется новый модуль и новый функционал, который наши партнеры смогут применять в своих регионах. В ближайшем обновлении нашей системы мы предложим партнерам использовать мультизонный экран, то есть показывать, кроме основной картинки, дату и время, положение транспортного средства на маршруте, кросс–курс валют, погоду и т. д. Это делается для того, чтобы канал стал еще более интересен и полезен для пассажиров.

«Маршрутное телевидение» – в какой–то мере альтернатива Общественному телевидению. Не случайно городские власти охотно используют наши возможности для доведения до горожан нужной им информации. Этот информационный канал, по моему убеждению, должен развиваться централизованно, чтобы в итоге представлять собой единое информационное поле пассажирского транспорта России. При этом эффективно могут привлекаться как государственные, так и частные инвестиции.

Проблемы? Конечно, они есть. Порой не хватает финансирования. Ведь мы развиваемся на средства, которые сами зарабатываем. Никаких бюджетных вливаний пока у нас нет. Мы проходим этот путь не за счет больших денег, а за счет энтузиазма, трудолюбия нашей команды, желания сделать свой город и свою страну лучше, за счет патриотизма, если хотите. Я не случайно упомянул о патриотизме. Посмотрите, что происходит на Украине. Люди в течение долгого времени получали информацию определенного рода, которая сформировала у них устойчивые негативные психологические установки. Мы же можем формировать совсем другие ценности и иное отношение к людям, городу, стране, уважение к старшим, толерантность, привычку соблюдать правила безопасного поведения на дороге и т. д. Нужно только с умом использовать этот информационный ресурс.

Александр Портье, директор МУП «Челябгорэлектротранс» («ЧелябГЭТ»):

– Наше сотрудничество началось давно, когда первые мониторы поставили на подвижной состав. Пассажиры сразу проявили интерес к этой новинке. С 2014 года стали использовать мониторы не только для рекламы, но и для оповещения людей о чрезвычайных ситуациях. В этом была заинтересована и городская администрация. Установили 85 мониторов на троллейбусы и 115 – на трамваи. Учитывая, что на 16 трамвайных и 16 троллейбусных маршрутах ежедневно работают 150 троллейбусов и 187 трамваев, в год мы перевозим свыше 70 млн пассажиров. То есть в среднем около 200 тыс. в день. Мы договорились, что будет транслироваться не только коммерческая, но и социальная информация: о маршрутах городского транспорта, о том, где можно получить социальные карты, как их пополнять и т. д. Так был создан и продолжает работать постоянно действующий канал как для планового, так и для экстренного информирования населения в транспорте об угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций.

Пассажиры привыкли к такой услуге и уже высказывают свои предложения по расширению тематики подаваемой информации. Скажем, в конце марта глава администрации Челябинска Евгений Тефтелев получил письмо от Зинаиды Луневой. В целом положительно оценивая программы «Маршрутного телевидения», Зинаида Васильевна высказала пожелание, чтобы горожане во время поездки могли видеть не только рекламу, кулинарные советы или сюжеты о животных, но и «такой материал, который бы способствовал повышению культуры наших горожан, развивал чувство прекрасного, любовь к родному городу, его историческому прошлому и настоящему». Особенно важно напоминать молодежи о нашей Победе, 70–летие которой мы будем отмечать вскоре и в достижение которой Урал внес свой неоценимый вклад. Ответ не заставил себя долго ждать. В апреле в эфире появились фотоочерки об участниках Великой Отечественной войны. Наше сотрудничество с компанией «Первое Маршрутное Телевидение» взаимовыгодное и обоюдоинтересное. Это прогрессивная компания, всегда идущая навстречу пожеланиям партнеров, с ними приятно работать.

…Сегодня технология и опыт челябинской компании используется в 50 городах России. Среди них столицы регионов и небольшие провинциальные города: Якутск, Уфа, Курган, Калуга, Сочи, Мурманск, Чита, Геленджик, Елец, Саров, Нижний Новгород, Коломна и т. д. Активно работают с уральцами компании Казахстана и Белоруссии. И не в последнюю очередь их привлекла возможность быстро и максимально широко оповещать горожан о возможной опасности. А если предупрежден – значит вооружен…

Евгений УШЕНИН, собкор «Транспорт России»