Пресс-релизом называют короткую новость, содержащую информацию для прессы. Эта новость часто является официальной позицией по какому-либо вопросу, поэтому в пресс-релизе нет места долгим вступлениям и красочными оборотам. Это всё уже сделает СМИ, нам же нужно передать максимально чёткую информацию со ссылками на источники.
К примеру, если нужно сообщить о закупке нового оборудования на заводе, то не следует долго ходить вокруг да около, расписывая, как важна модернизация для предприятий. Можно начать с краткого вступления, где будет упомянуто, как эта модернизация повлияет конкретно на этот завод. Что-то вроде заголовка: «Завод планирует повысить производительность на 17%».
Главное правило пресс-релиза
Самое важное в пресс-релизе — это, как ни странно, сама новость. Она должна быть интересна той целевой аудитории, на которую рассчитана. Поэтому релизы выпускаются только по значимым и действительно важным событиям.
На примере вышеупомянутого гипотетического завода такая новость была бы интересна, если бы предприятие повысило производительность из-за использования новой схемы работы или революционной разработки, обычная же докупка оборудования мало кого впечатлит.
Схема пресс-релиза
По своей структуре он похож на продающие статьи по системе AIDA:
• заголовок обязан привлекать внимание, раскрывать суть проблемы и побуждать обратить внимание на новость. Следует помнить, что пресс-релизы читают опытные журналисты, и уже по заголовку они могут определить, стоящая новость или нет; • первый абзац, он же лид, должен раскрывать тему более подробно, сообщать краткую выжимку всего текста. По принятым нормам первый абзац не может быть больше одного предложения и обязан упоминать действующие лица и дату события. После прочтения лида журналист или знакомится с новостью полностью, или кидает её в мусор.
Дальше идёт подробное разъяснение всех нюансов и приводятся высказывания ответственных лиц, если они есть. В пресс-релизе очень ценятся цитаты руководителей, поэтому их непременно стоит привести. Также рекомендуется упомянуть о компании или лице, о которых идёт речь, например, дату основания организации, её достижения и сферу деятельности. В конце текста помещается контактная информация, желательно прямая, потому как если журналист заинтересуется новостью, необходимость дозваниваться до ответственного лица через цепочку сотрудников может его отпугнуть.
Чего в пресс-релизе быть не должно
Пресс-релиз — это не рекламная статья. Соответственно, и рекламы в ней быть не должно, как и попыток навязать мнение. В тексте должны быть только факты и ничего больше. Даже если действительно совершён технический прорыв тысячелетия и жизнь всех людей теперь кардинально изменится, то это уже допишут журналисты, а в пресс-релизе они хотят видеть только сам факт события.
Не должно быть в нем и сравнений, оценок. Это легко принять за рекламу, и такой релиз вряд ли найдёт благодарного читателя. Как и в предыдущем случае, если наш гипотетический завод теперь производительней другого гипотетического завода города, то пресса сама упомянет об этом и без напоминания в пресс-релизе.
Причины неудачи
Отдельно можно выделить несколько причин, по которым пресс-релизы «не выстреливают», вот некоторые из них:
• слишком сложный или неясный заголовок; • очевидная «неинтересность» для целевой публики (посылать в журнал о самолётах пресс-релиз о рекордном сборе картошки в Уругвае); • перегруженность техническими терминами; • скучность самого текста; • неумелая работа с пространством. Статья должна легко читаться, а не выглядеть, как стена текста; • упомянутое уже выше долгое раскачивание и обширное предисловие; • бессвязность повествования; • «ну и что?» как реакция после прочтения; • попытка выдать старую новость за новую.
Также немалую роль играет и грамотность. Небольшая описка может вызвать крайне негативную реакцию у читающего релиз журналиста, ведь у него сотни или даже тысячи экземпляров такого материала: зачем выбирать безграмотность?
Универсальный рецепт хорошего пресс-релиза прост: не лейте воду и будьте честны, преподносите информацию, а не своё мнение.