Степанишин Вадим Александрович: «Цифровая трансформация – настоящее и будущее ритейла»

2019-06-11 09:39:15 3134

Российский топ-менеджер Степанишин Вадим Александрович, работавший на руководящих позициях в Samsung Electronics и Marvel Distribution, рассказал о цифровой трансформации бизнеса.

В IT и Digital постоянно появляются новые веяния, которые «не взлетают». Цифровую трансформацию можно случайно принять за мимолётное увлечение стартаперов, однако с ней не всё так просто. Трансформации посвящают форум Федеральной налоговой службы, говорят о ней в кабинетах высокопоставленных чиновников, а бизнес-школы в спешке открывают курсы подготовки директоров по цифровым технологиям. Попробуем разобраться, стоит ли готовиться к очередной технологической революции.

Вестник светлого будущего

За основу Вадим Степанишин берёт определение консалтинговой компании Capgemini. Цифровая трансформация – кардинальное повышение производительности и ценности предприятия за счёт внедрения современных технологий.

Цифровая трансформация подразумевает пересмотр глубинных бизнес-процессов. Если компания в помощь колл-центру внедрила бота, это просто автоматизация части процессов. Замена диспетчерской службы такси одним приложением больше похожа на форсированное улучшение.

Вадим Степанишин отметил, что в российском бизнесе цифровая трансформация – уже реальность. «МегаФон» ориентируется на цифрового клиента и все процессы подстраивает под его нужды. На ум также приходит СТД «Петрович», который благодаря омникальным технологиям перевёл 70 % покупок в онлайн. «Сбербанк» для развития программы «Бизнес класс» использует элементы цифровой трансформации.

Цифровое настоящее

Весной 2019 года РАЭК, НИУ ВШЭ и Microsoft провели опрос среди российских бизнесменов. Исследователей интересовало, какие элементы цифровой трансформации уже работают, а какие будут внедряться в ближайшем будущем.

Самым популярным решением респонденты назвали виртуальных помощников на основе искусственного интеллекта. Их используют 38 % руководителей и ведущих специалистов. На втором месте оказались прогнозный анализ (35 %) и машинное обучение (35 %).

Внедрение прогнозного анализа в приоритете у 39 % опрошенных компаний. Респонденты уверены, что технология заработает у них в ближайшие пять лет. Среди прочего бизнес планирует внедрить анализ изображений (34 %) и виртуальных помощников для обработки запросов на естественном языке (33 %).

Чаще других элементы цифровой трансформации используют в маркетинге, рекламе, ритейле, банкинге, телекоммуникации и промышленном комплексе.

Частые ошибки энтузиастов

Вадим Степанишин выделяет пять наиболее частых ошибок при внедрении цифровизации.

1. Внедрение ради внедрения. Цифровая трансформация предназначена для улучшения качества и эффективности работы с клиентами. Но это невозможно сделать, когда технология внедряется ради самой технологии. Объясню на примере одного регионального застройщика. Отдел маркетинга установил в офисе продаж станцию виртуальной реальности (VR). Предполагалось, что с помощью технологии потенциальным покупателям будут проводить экскурсии по строящимся ЖК. Однако отделу продаж не дали скрипт применения VR и забыли рассказать, как вообще её включать. Энтузиасты проводили виртуальные экскурсии, но большую часть времени VR лежала без дела.

2. Ожидание чуда. Специалисты Гарвардской школы бизнеса подсчитали, что доход компаний, начавших цифровую трансформацию, увеличивается до 55 %. Правда, есть важное условие: в 70 % успешных кейсов преобразования коснулись либо нескольких подразделений, либо всей компании. Поэтому цифровая трансформация работает там, где ею занимаются ежедневно.

3. Страх перед слишком глубокими изменениями. Некоторые должности могут просто исчезнуть за ненадобностью или преобразиться до неузнаваемости. Например, New York Times с 2016 года требует от журналистов знания программирования. Нет ничего страшного, если придётся сдуть пыль с должностных инструкций и пересмотреть их.

4. Излишний энтузиазм. Цифровая трансформация слишком объёмна. В неё входят виртуальная и дополненная реальность, интернет вещей, машинное обучение, 3D-печать, роботизация, большие данные и блокчейн. Перечисленные технологии интересны сами по себе, но вряд ли необходимы всем компаниям.

5. Игнорирование аналитики данных. Компании собирают огромные объёмы данных и не используют их. Это странно, ведь аналитика является одним из самых доступных элементов цифровизации.

Степанишин Вадим Александрович. Резюме по цифровой трансформации

Основной вызов для ритейла – сохранить конкурентные цены на фоне роста требовательности клиентов к обслуживанию. Цифровая трансформация поможет снизить операционные расходы, оптимизировать ассортимент и улучшить взаимодействие с клиентами.

«По всем признакам, нас ждёт технологическая эволюция, но не революция. Компаниям лучше поспешить с разработкой поэтапной стратегии выбора технологий, которые бы повысили конкурентоспособность и клиентоориентированность бизнеса», – заключил Вадим Степанишин.