Анализ рынка санаторно-курортных услуг показывает, что на фоне растущего спроса на услуги санаторно-курортных организаций их количество растет недостаточно.
Предложение на рынке санаторно-курортных услуг в России
В России курорты являются связующим звеном лечебной и профилактической медицины. На курортах используют природные физические факторы для предупреждения и лечения болезней.
Курорт — местность, обладающая природными лечебными средствами (минеральная вода, лечебные грязи, климат и др.) и соответствующими санитарно-гигиеническими условиями (наличие благоустроенного жилищного фонда для приезжающих, санатория и других лечебно-профилактических и культурно-бытовых учреждений).
Несмотря на значительную динамику показателей деятельности коллективных средств размещения в 2017-2022 годах в секторе санаторно-курортных организаций за этот период наблюдается падение предложения на фоне растущего спроса. За последние 6 лет численность санаторно-курортных организаций ежегодно сокращалась в среднем на 0,2%. С 2017 года количество СКО в России снизилось на 0,8% и составило в 2022 году около 1,8 тыс. объектов.
Номерной фонд санаторно-курортных организаций за последние 6 лет увеличивался незначительно и составил в 2022 году 194,5 тыс. номеров. То есть можно отметить, что на фоне сократившегося с 2017 года количества санаторно-курортных организаций в целом увеличился их номерной фонд: то есть имеется тенденция закрытия небольших санаторных организаций и открытия более крупных курортных комплексов.
На санаторно-курортные организации приходилось около 6% от числа объектов размещения и около 18% номерного фонда всех средств размещения.
Доходы санаторно-курортных организаций в 2022 году составили 184,7 млрд руб., что на 11,15 больше, чем в 2021 году, и в целом более чем на треть больше, чем шесть лет назад. Среднегодовая динамика оборота СКО за период с 2017 по 2022 годы составила +6,4%.
В секторе санаторно-курортных организаций ситуация с предложением услуг на рынке неоднозначная и, вероятно, предложение санаторно-курортных объектов среднего уровня может не удовлетворять растущий спрос. В связи с этим важно оценить показатели спроса на услуги размещения в целом по всем КСР и отдельно по санаторно-курортным организациям.
Спрос на санаторно-курортные услуги в России
Внутренний туризм в России активно развивается. По итогам 11 месяцев 2022 года турпоток в стране составлял 133,4 млн человек, из них чуть более половины туристов оставались в коллективных средствах размещения с ночевками.
Всего по итогам 2022 года в гостиницах и других средствах размещения с ночевками оставалось 74,8 млн постояльцев, что больше, чем в 2021 году на 12,4%, и больше, чем в 2017 году, на 21,5%.
Численность отдыхающих санаторно-курортных организаций росла медленнее, чем показатели спроса на услуги всех остальных КСР: в 2022 году численность размещенных лиц в СКО России достигла 6,5 млн человек, Начиная с 2017 года показатель спроса на услуги санаторно-курортных организаций вырос на 8,8%, а CAGR 2017-2022 составил +1,7%, что меньше, чем в целом по отрасли.
В 2022 году туристы оставались с ночевками в гостиницах и в других средствах размещения в целом на 304,5 млн ночей. Динамика числа ночевок постояльцев КСР чуть менее выраженная, чем общая численность постояльцев: всего за период с 2017 по 2022 годы показатель увеличился на 20,4%. Среднегодовой прирост числа ночевок в КСР (CAGR 2017-2022) составил +3,8%
Прирост числа ночевок в санаторно-курортных организациях менее выраженный: в 2022 году отдыхающие оставались в курортах, санаториях и пансионатах всего на 71,4 млн ночей, что больше, чем в 2021 году на 4,5%, но меньше, чем в начале периода наблюдения на 7,6%. CAGR 2017-2022 составил -1,6%.
Среднее количество ночей, на которое постояльцы оставались в гостиницах и других средствах размещения за последние шесть лет менялся только во время проведения ЧМ-18, а в остальные годы практически был на одном и том же уровне: 4, ночи на одного размещенного.
Тогда как в СКО отдыхающие стали останавливаться на меньшее количество ночей: среднее число ночевок одного гостя курортов, санаториев и пансионатов в 2022 году составило 11 ночей, что меньше, чем в 2017 году на 2 ночи.
Сокращению среднего количества ночевок, проведенных отдыхающими в санаторно-курортных организациях России, способствовало снижение доли лиц, размещённых в СКО по путевкам. Если в 2017 году по путевкам в санаторно-курортных организациях отдыхало 92% гостей, то в 2022 году этот показатель снизился до 88%.
Загруженность коллективных средств размещения, рассчитанная в процентах от общего числа доступных за год койко-мест, в гостиницах и других средствах размещения практически не растет: в 2022 году этот показатель составлял 31%, тогда как в 2017 году – 32%. Значительное падение загруженности койко-мест в российских КСР наблюдалось только во время пандемии COVID-19.
В санаторно-курортных организациях несмотря на большее количество койко-место в одном объекте размещения, их загруженность существенно выше и в 2022 году составила 44%. Таким образом, если в гостинице и в другом средстве размещения одно место было занято 113 дней в году, то в санаторно-курортных организациях – 160 дней. При этом, средний чек отдыхающего на курортах, в санаториях и в пансионатах также был выше.
В среднем один постоялец оставляет в гостинице или в другом средстве размещения чуть более 9 тыс. руб. Средний чек постояльца в 2022 году составил 2 245 руб. в день, что выше показателя 2021 года на 3,2%.
Средний чек отдыхающего в СКО в 2022 году был больше, чем в целом у постояльцев всех коллективных средств размещения, примерно на 15%, при этом в 2017 году ситуация была противоположной: отдыхающие санаторно-курортных организаций шесть лет назад наоборот тратили в среднем на 8% меньше, чем постояльцы всех средств размещения.
Одно койко-место в санаторно-курортных организациях приносило своему владельцу в среднем на 63% дохода больше, чем койко-место в гостинице или в другом средстве размещения. В 2022 году средний доход с одного койко-места в СКО составлял 412,9 тыс. руб. в год, тогда как в остальных КСР этот показатель составил 253,6 тыс. руб. в год.
Можно заключить исходя из анализа показателей предложения и спроса на гостиничные услуги и услуги размещения в целом во всех КСР, а также на услуги санаторно-курортных организация, что спрос на размещение в курортах, санаториях и пансионатах хоть и растет медленнее, но в целом спрос на услуги санаторно-курортных организаций более эластичен, чем по отрасли, загруженность койко-мест выше и одно койко-место в СКО приносит своему владельцу больше выручки.