Коронавирус в России свирепствует пуще прежнего. Маячит перспектива еще более глубокого экономического кризиса и второго локдауна. Но переживет ли его бизнес? Спросили у авторитетных людей в индустрии видеопроизводства, что они обо всем этом думают и к чему готовиться.
Студия перенесла месяц изоляции тяжело морально. Рядом дети, семьи, никто не знает, когда заказы вернутся. В целом это всё - большой стресс. Но производственно всё прошло достаточно спокойно. Конечно, не хватало личных встреч. Но проекты так же делались без особых проблем.
Корона обвалила все заказы, связанные с ивентами (их было достаточно много). Часть заказов, связанных с промо-роликами, осталась. Многие проекты пришлось заморозить.
С июня-июля потихоньку все начали возвращаться в привычный ритм и сейчас студия работает на полной загрузке.
Финансово первое полугодие мы закрыли в минусе, но надеемся, что по итогам года всё будет нормально. Без особых финансовых успехов, но быть выше нуля в этом году - уже хорошо.
Что делать дальше?
Мне кажется, единственное, что можно сделать сейчас - это стараться лучше работать и делать максимум, что от тебя зависит на любом проекте.
Режим самоизоляции не помешал плановой работе съемочного, графического и монтажного цехов. Оперативно рассредоточили сотрудников в офисах и на «дистанционке». Уровень дисциплины у коллег достаточен для самостоятельной поддержки рабочего процесса.
В производительности не потеряли. Для части команды сложившийся алгоритм производства оказался более комфортен, чем традиционное расписание в офисе. С учетом полученного опыта строим дальнейшую работу над проектами.
По части доходов ощутимых изменений не произошло. Все показатели достаточно ровные, релевантные цифрам 2018-2019 годов. Объем работы не упал, число съемочных экспедиций немного подросло (сказываются ранее сделанные инвестиции и запущенные госпрограммы).
Традиционные заказчики не отменили намеченные проекты, новые партнёры также сформулировали свои задачи. Прибыль к концу года ожидаю +/- на уровне прошлых трех лет.
На старте карантинных ограничений обсудили с командой сложившиеся тренды и тенденции. Без особых споров победила нехитрая мысль: есть ранее взятые обязательства, которые необходимо исполнить, а дальше - жизнь покажет. Жизнь показала: спрос на профессионально выполненную работу и ее результат не падает.
Делай, что должен - вполне рабочий рецепт от ковида.
Что в ближайшей перспективе?
Планируем запустить в сети несколько премьерных показов. Завершить ранее начатые проекты по Арктике, оздоровлению окружающей среды и развитию внутреннего туризма. Собрать и представить зрителям интересные шоурилы. Запустить сайт нашей студии (да-да, до сих пор обходились «сарафанным радио» и портфелем на ютубе и бехансе).
Команда Жи-Ши production перешла на формат удаленной работы в середине марта, где-то в середине июня часть сотрудников начала периодически возвращаться в стены студии, фактически режим самоизоляции продлился у нас почти три месяца.
Наши сотрудники всегда могли остаться «работать из дома» и до локдауна. Поэтому в целом психологически это было нетрудно, сначала даже интересно. Зум-конференции в антураже гладильных досок, кухонь, с криками детей на фоне. Финансовый консультант общался с нами из бани, только там смог найти уединение!
К счастью для нас самих, Жи-Ши Продакшн работает в двух направлениях: съемочном и графическом, поэтому локдаун мы прочувствовали, но всё же выстояли.
Отвалились все съемочные проекты, отменились мероприятия, для которых мы делали контент, а это треть нашего оборота. Как известно, рынок ивентов пострадал в первую очередь, многое удалось перевести в online формат, но само собой речь не идет о тех масштабах, которые были раньше.
Надо отдать должное маркетологам наших заказчиков, они смогли адаптировать свои запросы и проекты под сложившуюся ситуацию. Вы и сами заметили, сколько в индустрии было проектов, вдохновленных и решенных «в ключе» самоизоляции. Например, для Связного мы записали и упаковали интервью российских космонавтов, как профессионалов в вопросе продолжительной «удаленки».
Как компенсируем недополученную прибыль?
Стараемся эффективнее использовать ресурсы студии, ограничиваем себя в каких-то тратах, добираем небольшими проектами необходимые обороты.
Из планов на ближайшее время: доделать наши некоммерческие CG проекты, которые мы придумали на карантине. Мы давно говорим о том, что хотим слегка перепрофилировать наш CG департамент, хочется делать игровые трейлеры, синематики и анимационные короткометражки. Будем двигаться в этом направлении.
Мы были на самоизоляции значительно дольше официального локдауна. С середины марта до конца июля. Перенесли нормально. Тревожно было в первый месяц. Понадобилось около двух недель, чтобы скорректировать рабочие процессы под удаленку, перевезти оборудование из офиса домой и т.д.
На количество заказчиков пандемия значительно не повлияла. Но все же отменилось несколько больших подтвержденных проектов, на которые мы очень рассчитывали, и это было очень тревожно.
Март-май я усиленно занималась личными продажами, чтобы обеспечить необходимый приток новых клиентов и компенсировать отток клиентов от отдела продаж. Кроме того, у нас были большие планы по развитию в этом году. Уже почти наняли несколько новых людей в штат. Найм приостановили, а планы пришлось скорректировать.
В условиях падения продаж, мы стали больше уделять внимания соцсетям и развивать их. Это уже приносит свои плоды. Стали уделять больше внимания работе с зарубежными клиентами - во многом именно это помогло нам в этом году.
Что будет дальше?
Многие студии решили продолжать работу удаленно, но мы пока не планируем возвращаться целиком на удаленку по общему решению. Сейчас часть сотрудников работает из дома, часть - 50/50 - несколько дней дома, несколько - в офисе.
В целом считаю, что нашей отрасли очень повезло, потому что мы не привязаны к какой-либо локации, как и наше взаимодействие с клиентами, и мы можем довольно быстро перестроить процессы.
Многие студии и индивидуальные исполнители несколько избалованы тем, что клиенты были всегда, теперь же - чтобы сохранить прежний уровень заработка, нужно уделять больше времени поиску клиентов и качественной работе с ними.
Коронавирус сильно ударил по бизнесу. Пришлось отменить CG EVENT в Питере и Киеве. Деньги в их организацию были вложены, поэтому прибыль ушла в в минус из-за костов.
Теперь жизнь заставила переводить наше мероприятие в онлайн-формат. Не являюсь поклонником онлайна, но время диктует свои правила.
Что намерен делать дальше?
Наблюдать и подстраиваться под новые реалии. И да, в нашей жизни теперь будет больше онлайна. Поэтому CG EVENT 2020 пройдет 12-13 декабря в онлайн-формате. Мы просто вынуждены адаптироваться под нынешние обстоятельства.
Месяц самоизоляции студия перенесла сравнительно легко. Работали удалённо: у всех дома компьютеры, настроили удаленный рендер, у нас есть собственный софт для организации работы, общались в Zoom, Telegram. В общем, справились, и опыт был крайне развивающий.
Корона повлияла на количество заказов, но, как это не цинично звучит, повлияла не только в минус, но и в плюс. Конечно, слетело довольно много заказов (связанных с ПМЭФ, например), отменилась презентация строительного проекта. Но нас вытянули три вещи.
Во-первых, есть постоянные заказчики, которые работают по подписке, и они не снизили объемы заказов (кто-то даже увеличил, правда, это не отразилось на оплате — подписка предполагает фиксированную оплату).
Во-вторых, мы уже давно ориентируемся на создание образовательного контента — и объем таких заказов в этом году сильно вырос, возможно, именно из-за короны. Например, мы (наряду с другими студиями) летом делали проект «Каникулы со Сбером» — а он и появился «благодаря» ковиду. Еще для одного заказчика мы сделали обучающий мультфильм. К осени появился формат онлайн-конференций, для которых мы тоже кое-что делали.
В-третьих, и сам ковид был причиной заказов — например, делали инфографику для многосерийного док-фильма про него. Так что где-то корона забрала, а где-то и добавила. По итогам, год, надеюсь, будет как минимум не хуже, чем 19-ый.
Не считаю, что мы тут какие-то молодцы, можно сказать, что просто повезло — структура наших заказчиков, их рынки работы просели не сильно.
Тяжелее всего было переживать за заболевших коллег и их родственников, а они были. Сейчас эти переживания не ослабли, а только усилились, так что не буду спешить с выводами.
Антикризисные меры были, но они касались безопасности (тут как у всех — удалёнка, самоизоляция, маски-антисептики, отчетность), но мы никого не сократили из-за ковида, наоборот, взяли в штат несколько новых сотрудников.
За месяц локдауна мы ничего нового не придумали, но уже почти год внедряем систему учета рабочего времени всех сотрудников, для более точного контроля эффективности (в ней сотрудникам выгодно брать себе задачи с определенной «ценой» и сроками, и успевать делать больше). Благодаря ей эффективность штата выросла почти на 30% — на столько же уменьшилась потребность во фрилансе.
Как будем работать дальше?
Продолжим развивать два направления: контентный консалтинг и безрендеровую графику. Первым мы занимаемся уже много лет, но этот год показал, насколько это большое преимущество, когда к тебе идут не только за продакшеном, но и за смыслами.
Буквально две недели назад Заказчик поставил задачу так: «нужен ролик к международному форуму, а что в нём показывать, вам виднее». Конечно, наше «виднее» включает подробные интервью с топ-менеджерами этого Заказчика, смыслы мы берем не с потолка, но то, что мы умеем эти смыслы собирать, структурировать, наполнять конкретикой, это важное преимущество.
Безрендером мы тоже занимаемся много лет, но с появлением новых онлайн-форматов, все истории с живыми фонами (меняющимися при движении камеры), дополненной реальностью, моментальным распознаванием речи для анимированных инстант-цитат (для эфира и Instagram) — всё это нам кажется очень перспективным.
Так как наша основная специализация — это дизайн звука для моушен-графики, то во время самоизоляции мы работали без изменений. Локдаун абсолютно не повлиял на прибыль.
Единственная трудность - дети были на домашнем обучении и часто требовали внимания, а из-за этого страдала концентрация на работе.
Первая ласточка по ковиду, помню, прилетела в феврале из Германии, где отменилась выставка нашего заказчика. В России тогда еще никто по большому счету за ковид не переживал. Затем как по цепочке стали отменяться другие выставки, сначала - в Европе, а потом и в РФ. Мы оформляем видеопрезентации для компаний и контент для мероприятий, поэтому уже в начале первого локдауна потеряли около 30-40% выручки.
Еще около 30% потеряли на других проектах, в том числе на рекламных роликах - часть проектов встала на паузу, часть отменили. По итогу, за 2-й квартал просели примерно на 70%, из-за чего, конечно, понервничали.
Нашим плюсом был тот факт, что мы и раньше всё время работали удаленно, поэтому издержки по аренде офиса по нам не ударили, а образ жизни изменился не сильно, хотя встречи с клиентами встали на паузу.
С июля-месяца заказчики стали возвращаться и июль-август мы даже перевыполнили план, стали восстанавливаться.
Похоже, что 2020-й пройдет без рекордов по прибылям и выручкам, учитывая форс-мажорные обстоятельства, и год, надеюсь, удастся закрыть так же, как предыдущий. А вот в следующем придется серьезно наращивать упущенную прибыль, потому что помимо ковида в этом году порадовал еще и курс доллара-евро.
Планы на следующий год?
Создавать больше полезного контента в текстовом и видео-формате для целевой аудитории и коллег по цеху, активно делиться и обмениваться опытом с рынком, увеличивать количество партнеров среди продакшенов, рекламных агентств.
Выводы из нашего исследования делайте сами!
Мы лишь подытожим анти-ковидные рецепты от коллег по цеху:
Желаем всем участникам рынка быть здоровыми и вырулить этот нелегкий год. И как бы COVID-19 не разлучал людей, сила в том числе нашего профессионального сообщества - в объединении. Мы все вместе попали в эту ситуацию и нам всем вместе из нее выходить.
Если вы - один из представителей нашей индустрии, поделитесь в комментах своим "анти-ковидным" рецептом для бизнеса!
Жыве CG и видео-комьюнити!