Кризис 2020 года продолжает менять жизни государств, людей и бизнеса.
Какие системные проблемы бизнеса вскрыла пандемия COVID-19 и общая атмосфера неопределенности? Наблюдениями поделился бизнесмен Антон Постольников.
Во время пандемии лидер сети пабов JD Wetherspoons своей непоследовательностью вызвал недовольство тысяч сотрудников. Они просто не понимали, когда начнут работу. Некоторые пытались привлечь внимание к проблеме с помощью граффити. Фото daily mail
Еще в начале этого года разговоры о терпении были бы обречены на провал – слишком силен культ взрывного роста, быстрых решений и практически моментальных тестирований маркетинговых гипотез. Однако пандемия COVID-19 показала, как важно сохранять терпение и самообладание.
Мнение Антона Постольникова: «Наступила новая реальность, а вместе с ней и новые задачи. И тут выяснилось, что множество руководителей попросту не были готовы принимать решения размеренно, слушая сотрудников и взвешивая данные».
Вопрос самообладания лидеров совсем не праздный. Harvard Business Review опубликовали данные исследования, в котором приняли участие около 600 сотрудников промышленных предприятий США. Во время пандемии эти компании временно сократили производство. Когда руководители предприятий проявляли самообладание, производительность труда увеличивалась в среднем на 13 %, а креативность подчиненных – на 16 %. (Под креативностью подразумевается поиск новых практик работы в условиях кризиса.)
Автор исследования уверен: работа в медленном и плавном темпе сокращает количество ошибок и в конечном итоге ускоряет процесс принятия верных решений.
А что произошло с лидерами, которые гнались за быстрыми решениями? К сожалению, они сосредоточились на оперативных действиях, не подвергая их самокритике или проверке. Говорить о них пока рано, но исследователь замечает «изнеможение» подобных команд. Они либо не понимают, зачем выполняют текущие задачи, либо тратят значительно больше времени на принятие решений.
Одна из главных целей работодателей – привлечь и удержать эффективных сотрудников. Эта задача стоит уже много лет, меняются лишь подходы к ее решению. Тренд «доковидного» времени можно свести к понятию гибкости.
Как правило, сотрудники ждут от нанимателя адекватной оплаты труда и набора льгот. С последними вышла неоднозначная ситуация. Для примера возьмем рынок труда США (как наиболее изученный и прозрачный).
Инфографика Randstad и ANCOR
Крупный и средний бизнес последние годы все сильнее расширял социальный пакет, но зарплата «застывала» или даже уменьшалась. При этом выставляются все более серьезные требования к лояльности сотрудников. Не удивительно, что в США за последний год каждый четвертый сменил работу.
Мнение Антона Постольникова: «Хочу ли я сказать, что бонусы для сотрудников – это плохо? Вовсе нет. Однако самоизоляция и «удаленка» показали, что многие бонусы, которыми гордятся работодатели, на самом деле не востребованы».
Благодаря глобальному исследованию Randstad и ANCOR мы знаем, что люди ждут от работы гибкости. Вот топ-5 интернациональных ценностей:
80 % – дополнительный отпуск или выходные дни;
79 % – гибкий график работы;
79 % – медицинское страхование;
72 % – возможность работать из дома;
72 % – возмещение расходов на связь и проезд.
Перечисленные факторы – признак сильного бренда, который ценит в сотрудниках умение действовать эффективно и креативно. Как показывает практика, работодатели с сильным HR-брендом проходят периоды экономического спада с меньшими потерями и гораздо быстрее восстанавливают темпы роста.
Удаленная работа перестала быть уделом IT-корпораций и стартапов
В предыдущем разделе возможность работать из дома назвали преимуществом 72 % респондентов. Здесь есть важный нюанс – количество людей, ценящих «удаленку», с 2016 года удвоилось. Что важнее, привыкшие работать вне офиса редко в него возвращаются. Направление тренда очевидно.
Другое дело – свести офисных сотрудников и «удаленщиков» в одно целое. Как минимум стоит синхронизировать их работу и показать, что все работники одинаково важны. Только сделать это не всегда просто.
Координация действий сотрудников происходит через установленные корпоративные нормы. Допустим, никто не запрещает удаленному сотруднику приступить к работе в 8:30, но он должен понимать, что отправлять в это время срочный запрос в офис как минимум не практично. Плюс подобные нюансы порождают асинхронность действий.
Мнение Антона Постольникова: «Когда координация асинхронна, существует риск, что недопонимание останется незамеченным слишком долго. Например, два человека могут работать параллельно над одной и той же проблемой, или один человек может вносить изменения в задачу, которая уже решена».
Другой вопрос – сделать так, чтобы «удаленщики» не чувствовали себя игроками второго состава. Готовых рецептов здесь нет и, очевидно, быть не может.
Управленцы вспомнили, как говорить с сотрудниками не со страниц корпоративного издания
Общение во время кризиса имеет решающее значение. Когда руководители общаются с подчиненными с пониманием и сочувствием, это помогает легче приспособиться к постоянно меняющимся условиям. Сотрудники понимают: «Времена непростые, но у нас есть план действий».
Мнение Антона Постольникова: «Проблема в том, что менеджмент не всегда умеет общаться по-человечески. Особенно это касается крупного бизнеса. Нередки случаи, когда руководители даже в конференции Zoom говорят языком пресс-релиза. Такая манера общения фрустрирует. Сотрудникам кажется, что от них хотят что-то скрыть».
Да, большинству руководителей приходится общаться с персоналом гораздо чаще, чем они считают необходимым. Хотя лидеры могут испытывать усталость от повторения основных посылов, необходимо понимать, что они конкурируют с сообщениями СМИ о кризисе, упадке экономики и т. д. Поэтому разумнее лишний раз повторить план действий, чем молча смотреть, как падает КПД сотрудников.
Учитывая, как быстро и радикально пандемия изменила жизнь людей, а также всю ту неопределенность, которая ждет всех нас впереди, люди все больше обращаются к своим лидерам за руководством и поддержкой. Последнее, что ждет команда – стандартные заверения из пресс-релиза.
Антон Постольников: «Кризис показывает, насколько эффективно выстраивалась коммуникация с заинтересованными сторонами»
Сильная репутация – это фундамент бизнеса, его «антихрупкость» и актив, который поможет переждать трудные времена. А что такое репутация? Это доверие заинтересованных лиц: от сотрудников и конечных потребителей до инвесторов и иных стейкхолдеров.
Программа последовательных, гибких и тщательно спланированных корпоративных коммуникаций и взаимодействия с заинтересованными сторонами имеет решающее значение. Способность организации выйти из кризиса также зависит от доброй воли и позитивных отношений, которые она установила между широким кругом заинтересованных сторон.
Мнение Антона Постольникова: «Последовательный подход к взаимодействию с заинтересованными сторонами заключается в инвестировании в доверительные отношения. Это выходит за рамки простой уверенности в том, что бизнес выполнит свои обещания (выплатит зарплату, дивиденды, вовремя отправит сырье и т. д.)».
Чтобы понять заинтересованных лиц, а также построить доверие и доброжелательность, компании должны понять:
1. Кто их заинтересованные стороны.
2. Что они думают.
3. Как они влияют на бизнес.
Это позволяет коммуникационным ресурсам оставаться эффективными. Иными словами, бизнес должен открыто общаться и демонстрировать заинтересованность в преодолении кризиса.