Какой должна быть история бренда, и как правильно донести ее до целевой аудитории.
Главная задача PR-специалиста заключается в том, чтобы донести до аудитории ключевые сообщения клиента и таким образом повысить уровень доверия к бренду. Следовательно, если вы хотите построить гарантированно успешную стратегию, вам не обойтись без истории, которая найдет отклик у аудитории и вызовет неподдельные эмоции. Ведь неважно, сколько лет потребителю – хорошая, захватывающая история способна вызывать у него не меньший восторг, чем у ребенка.
Многие люди путают истории и способы их подачи. Пресс-релизы, анонсы продуктов, дополнительная литература о товаре – все это не истории, а лишь некоторые инструменты, которые используются, чтобы делиться историями со СМИ. Что же касается самой истории, она должна разворачиваться в определенном месте, в определенное время, в ней должен быть главный герой и некое интересное событие.
Среди характеристик хорошей истории можно выделить следующие:
Среди 22 правил сторителлинга от Pixar можно найти следующую формулу:
Давным-давно жил-был ___. Каждый день ___. Но однажды ___. Из-за этого ___. Пока однажды ___.
Несмотря на кажущуюся «сказочность» формулы, в нее вписывается любая хорошая история. Именно так в сокращенном виде выглядит почти вся мировая литература. Все, что вам нужно сделать, – это заполнить пропуски.
Вы также можете обратиться к семи базовым сюжетам, которые описал Кристофер Букер в своей книге «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории»:
Пример истории в PR: Джон Пол Деджориа когда-то жил в машине, а потом стал предпринимателем, соучредителем компании JohnPaulMitchellSystems и оказался в списке Forbes.
Благотворительный фонд, организованный больницей, снимает видео, героями которых становятся дети, отправляющиеся на квест с одной целью – победить болезнь. Благодаря этим историям больнице удалось за три года на 75% приблизиться к запланированной сумме, то есть собрать порядка $975 млн.
Еще один интересный случай – уже из моей практики. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев признался, что несмотря на возраст и большую занятость, выучил английский через Puzzle English. С этой историей нам удалось добиться 82 публикаций в СМИ, а общее число прочтений превысило 140 000.
Дмитрию Трепольскому, директору онлайн-агенства PRonline, тоже довелось иметь дело с подобной историей. Как он об этом рассказывает:
В 2018 году мы готовили пресс-релиз о жителе Череповца, который судился с рестораном из-за отсутствия любви. В составе блюда в качестве одного из ингредиентов была указана «любовь повара», но мужчина ее там не обнаружил и отправился в суд за возмещением морального вреда. Директор ресторана в свою очередь заявил, что любовь повара в блюде присутствует, и если истец ее не почувствовал, это не значит, что ее нет. Историю опубликовали 70 раз и прочитали более 50 000 раз.
Теперь, когда у вас есть основа для истории, необходимо подумать о деталях.
1. Добавьте саспенса. Даже сейчас, в эпоху быстрого пролистывания страниц, знакомство с историей представляет собой линейный процесс. Поэтому очень важно уметь предоставлять читателю достаточно информации, чтобы ответить на его вопросы, но в то же время удерживать часть фактов, чтобы он продолжал читать.
2. Повысьте ставки. В Голливуде говорят, что если сцена слишком скучная, нужно поместить в нее ружье. Ставки сразу повышаются, ведь кого-то могут убить. Если снизить градус накала страстей, можно сделать простой вывод: для того, чтобы быть эффективной, история должна быть захватывающей.
3. Будьте честны. Правда всегда интересней и эффективней, чем выдумка. К тому же, рано или поздно люди узнают, если вы были нечестны, и доверие к бренду будет подорвано. Ведь как показал опрос 2018 года, 81% потребителей считают что бренд должен вести открытую политику.
4. Преподносите урок. Если, ознакомившись с вашей историей, читатель думает: «И к чему все это было?», считайте, вы потеряли его доверие. А еще вы упустили возможность донести свое ключевое сообщение. Поэтому четко дайте понять аудитории, как описанный вами опыт, повлиял на вас и вашу компанию, расскажите, чему научились, и позвольте читателям также учиться на вашем примере.
5. Используйте данные. Истории, основанные на данных, вызывают больше доверия, увеличивают вероятность того, что ими заинтересуются СМИ, и становятся источниками инсайтов. В то же время избыток данных может усложнить восприятие, поэтому некоторые специалисты рекомендуют фокусироваться на 1-2 ключевых статистиках, графиках или таблицах.
6. Визуализируйте данные. Графики, таблицы и другие способы визуализация данных, содержащих цифры, позволяют быстрее и проще усваивать информацию. Однако ценность разных видов визуализации данных отличается в зависимости от истории и того, какую информацию вам нужно донести. Линейные графики, диаграммы с областями и гистограммы подходят для демонстрации того, как со временем менялись тренды. Также гистограммы отлично демонстрируют сравнение и рейтинг. При этом ваши графики и таблицы не должны быть невероятно сложными и красиво оформленными – обычно самые простые графики считываются лучше всего.
7. Попробуйте снять видео. Когда речь заходит о сторителлинге, мы обычно представляем себе текст. Однако видео иногда способно даже лучше рассказать историю. Оно может быть совсем коротким и вовсе не содержать слов, и при этом обладать огромной силой. Отличный пример – видео «Most Shocking Second a Day Video», снятое международной организацией Save the Children и призванное показать, что делает с детьми война.