Как организовать миграцию в облако?

2024-06-03 10:42:34 Время чтения 8 мин 991

Согласно опросу Deloitte 2023 года, 90% организаций считают облачные решения необходимым инструментом для современного бизнеса, который способствуют успешной цифровизации и сохранению устойчивости позиций на рынке. Такие ИТ-сервисы позволяют повысить скорость разработки, увеличить масштабируемость инфраструктуры и обеспечить отказоустойчивость систем.

Однако часто компании не знают, как правильно мигрировать в среду провайдера и какие риски могут возникнуть в процессе. В статье мы рассказали об организации cloud-трансформации и выгодах, которые технология дает бизнесу.

Что такое миграция в облако?

Облачный сервис, облако — это виртуальная инфраструктура, которая предоставляет доступ к вычислительным ресурсам, хранилищам и приложениям через интернет. Решение состоит из специализированного ПО, гипервизора, и аппаратной части в виде «железа» или физических серверов.

Технология позволяет хранить и анализировать большие объемы данных, создавать высоконагруженные приложения в гибкой среде, автоматизировать рабочие процессы, увеличивать способность программы справляться с пиковыми нагрузками. Gartner прогнозирует, что к 2027 году более 70% компаний будут использовать отраслевые облачные платформы для ускорения своих бизнес-операций.

Если компания уже имеет собственное ПО, но инфраструктура не удовлетворяет текущим бизнес-потребностям или ИТ-продукт потребляет больше ресурсов, чем способно выдать локальное оборудование, то организация может переехать на облачное решение.

Миграция в облако (cloud migration) — это процесс переноса данных, ИТ-инфраструктуры и приложений из локальной структуры в среду провайдера. Бизнес может полностью перенести продукт или его отдельные функции, развернуть новые сервисы или обеспечить взаимодействие собственных и облачных систем.

Основные виды облачных сервисов:

  1. IaaS, инфраструктура как услуга — аренда виртуальных вычислительных ресурсов, хранилищ и сервисов. Компании используют данную модель для развертывания собственных программ.
  2. PaaS, платформа как услуга — аренда готовых к использованию операционных систем, баз данных, средств разработки, тестирования и развертывания. Как правило, это система с готовыми инструментами для создания своих ИТ-продуктов.
  3. SaaS, программное обеспечение как услуга — готовые к использованию приложения и сервисы, не требующие установки, обслуживания и обновления со стороны бизнеса и пользователей.

Данные Flexera показали, 62% респондентов считают своей главной инициативой в 2024 году оптимизацию существующего использования облака, а 44% хотят перенести большое количество рабочих нагрузок в cloud-среду.

Данные из отчета «Cloud computing trends and statistics: Flexera 2023 State of the Cloud Report»

Плюсы миграции в облако

Преимущества использования облачных решений для бизнеса:

  1. Снижение затрат на ИТ
    Переход в облако избавляет от необходимости инвестировать в оборудование и содержать штат ИТ-специалистов, сокращает стоимость владения и обслуживания инфраструктуры. К тому же оплата услуг является гибкой — в любой момент бизнес может вывести из эксплуатации ненужный сервер.
  2. Гибкость ИТ-инфраструктуры
    Облачные решения обеспечивают быстрое масштабирование вычислительных ресурсов в зависимости от потребностей компании. При этом доступно как горизонтальное масштабирование (добавление новых серверов), так и вертикальное (увеличение объема ресурсов на сервере).
  3. Надежность и производительность продукта
    Поставщики не только обеспечивают защиту проектов от возможных технических сбоев и киберугроз, но и заботятся о том, чтобы предоставить современное ПО и высокие мощности, которые сделают работу программы более эффективной.
  4. Быстрая модернизация систем
    Cloud-платформы легко разворачиваются, масштабируются и сокращаются. Это позволяет компаниям быстрее реагировать на изменения на рынке, оперативно обновлять программы и добавлять в ИТ-продукты новые функции.
  5. Обеспечение лучшей совместимости
    Сейчас пользователи хотят иметь доступ к приложению на разных устройствах. Чтобы удовлетворить такие разнообразные потребности внешнего и внутреннего интерфейса, система должна постоянно развиваться. Лучший способ обеспечить это — использовать облачную модель.
  6. Безопасность
    Инфраструктура облачного провайдера регулярно проходит необходимые аттестации и сертификации. Поставщики обеспечивают безопасность данных, резервное копирование и защиту от кибератак. Бизнес получает решения, которые отвечают требованиям российского законодательства.

Минусы миграции в облако

Несмотря на многочисленные преимущества, технология имеет недостатки:

  1. Полная зависимость от провайдера
    Бесперебойная работа облачных сервисов зависит от поставщика услуг, поэтому сбои в работе дата-центра могут привести к простоям, финансовым потерям и репутационными рискам.
  2. Необходимость стабильного интернет-соединения
    Бизнес не сможет получить доступ к данным и приложениям в оффлайн-режиме. А плохая связь приводит к сбоям в передаче данных, потере информации и задержке в работе.

Этапы миграции в облако

Переход на облачные сервисы можно разделить на несколько шагов:

  1. Анализ инфраструктуры
    Проведение ИТ-аудита технологических активов помогает узнать, как компоненты взаимодействуют друг с другом, можно ли оптимизировать инфраструктуру и перераспределить нагрузки. Исследование ПО облегчает процесс миграции и упрощает тестирование переносимых в облако сервисов.
  2. Определение целей миграции
    Фиксация основных задач переезда приложений или данных в облако, бюджета, оценки рисков и возможных проблем. От того, насколько подробно пропишутся ожидания, зависит дальнейшая реализация проекта.
  3. Составление плана миграции
    Отражение дорожной карты в виде документа, который включает в себя информацию о переносимых объектах, последовательность переезда, необходимые ресурсы и сроки.
  4. Выбор поставщика
    На рынке представлено много облачных провайдеров, поэтому не стоит опираться только на репутацию и стоимость услуг. Например, эксперты RedLab оценивают технические возможности решения, его простоту использования и управления, безопасность и соответствие требованиям бизнеса, наличие качественной техподдержки и другое.
  5. Тестирование
    Перенос нескольких компонентов в cloud-платформу и проведение тестов. Этап позволяет убедиться, что время простоя будет минимальным, а пользователи не столкнутся со значительными неудобствами.
  6. Миграция данных и мониторинг
    Перенос всех данных из одной системы в другую, настройка ресурсов и внедрение мер по их оптимизации. Также этап включает решение вопросов по бесперебойной работе программы.

Облачные провайдеры снимают с компаний непрофильные ИТ-задачи, позволяя сосредоточиться на стратегических целях. Аренда сервера, хранилища или готового приложения в облаке повышает общую устойчивость бизнеса, улучшает производительность приложений, упрощает управление инфраструктурой и сокращает затраты на информационные технологии. Однако на выбор надежного облачного провайдера и качественную разработку стратегии перехода уходит много времени, а иногда подобная экспертиза на предприятиях и вовсе отсутствует. Привлечение аутсорсинговых ИТ-компаний является простым решением, способным оказать необходимую помощь на каждом из перечисленных этапов переезда в облако, снять нагрузку по решению технических вопросов и быстро реализовать процесс бесшовной миграции из локальной среды в облачную.

Источник.