Предыстория. Фестиваль нового дизайна «Среда» несколько лет назад учредил специальную премию «За вклад». Награждают выдающихся людей за совокупность заслуг в развитие индустрии дизайна, брендинга и рекламы. Алексей Андреев, управляющий партнёр Depot, поделился своими размышлениями о кандидатуре Артемия Лебедева.
Дирекция фестиваля обратилась к записным экспертам отрасли с просьбой накидать имен кандидатов на эту премию. Мы и накидали, сформировав шорт-лист достойнейших коллег, среди которых оказались рекламщики, преподаватели, магистры брендинга и дизайнеры всех мастей. От себя я выдвинул, второй год подряд, великого гуру, Лёню Славина, а в качестве альтернативы – Артемия Лебедева. И вот по этому, второму, я имею вам кое-что сказать.
Поясню. Цеховые сообщества, ещё со времен позднего неолита, состояли из людей, с разными ролевыми функциями. Одни работали, другие вдохновляли, третьи надзирали, а четвертые писали регламенты. Клинописью на берестяных грамотах, или как-то ещё.
С тех пор ничего не изменилось. Сейчас в дизайне тоже у всех разные роли. Но, эта, наша с вами профессия - особенная. Она ощутимо больше, чем прочие, нуждалась в популяризации последние 30-40 лет. Для молодежи скажу: в середине 80-х за слово дизайнер можно было получить в глаз, а творческие элиты считали дизайнеров самым донным планктоном. Недоучки, бездарности, наркоманы и тунеядцы – вот кто, по мнению узкого круга академической интеллигенции, шел в дизайнеры. А широкие массы граждан такого слова вообще не слышали. Да и сейчас, если спросить у руководителя какого-нибудь предприятия, что он знает о дизайнерах и зачем они нужны, то можно нарваться на полное непонимание вопроса. А ведь этому руководителю услуга дизайнера как раз и нужна! И он мог бы заплатить дизайнеру за эту услугу деньги. И получилась бы win-win история. Но, увы.
Я понимаю, что кто-то, читая меня, думает: что за бред? Дизайнеры были всегда, рисовали свои логосики, сочиняли паттерны, собирали буклеты, упаковку, потом сайты и баннеры. Разве не так?
Не так, коллеги. Чтобы наша профессия стала таковой, чтобы нас заметили, а наш труд стал нужным, и его результаты оказались по заслугам оцененными, потребовалось достаточно много времени, и очень много труда. Особые люди начали говорить о дизайне в публичной сфере, писать и преподавать, объяснять бизнесу, а затем и власти, что дизайн не опасен, не пятая колонна, не блажь, а реально полезный инструмент для бизнеса, для экономики, для набивания кошельков, для славы и величия.
И только тогда нас разглядели. Дизайн признали, стали его покупать и платить дизайнерам деньги.
А ещё важно помнить, что есть профессии «выраженного действия», типа, врач-строитель-летчик, а есть мы, без которых жили сто лет, и сейчас прекрасно живут целые регионы. Выйдите, ради эксперимента, из поезда на привокзальную площадь российского города N, и сразу поймете, что дизайн сюда ещё не доехал. Огромная масса различных объектов, малых форм, товаров и услуг до сих пор никак не оформлена. Бесформенная унылая пустота.
Ну, и ещё одно отягчающее обстоятельство, преследующее именно нашу цеховую общину. Сублимированный психотип российского дизайнера. Интроверт, малохольный нарцисс с апломбом, или, наоборот, с нулевой самооценкой. Но, в любом случае - с бесконечными травмами, комплексами и шрамами на душе. Художника может обидеть каждый, а вот поддержать и продвинуть – единицы. И я не о тех единицах, которые двигают только собственную персону, возомнив себя Старком или Вигнелли. Они, обычно, надевают всё черное, заказывают ч/б фотосессии с собой, и зловеще мерцают на тусовках ADCR или Дизайн выходных в Тыве.
Я всегда пытался максимально эмпатично объяснить этим ребятам, что, мол, никто бы тебя, загмайстера из детской железной дороги, при всех заслугах, никогда бы не узнал, если бы другие люди, типа, Лебедева, не перевели профессию дизайнера из статуса истерики в достойное ремесло.
Российские активисты дизайна, очень долго и упорно тужились, чтобы у нас стало «как в Англии», чтобы дизайн признали драйвером прогресса и мощным средством изменения среды в лучшую сторону. Вроде, получается. Сначала это понял бизнес, и к нам потекли деньги, а сейчас пазл сошелся и в головах у государственных людей. Уже невооруженным глазом стало видно, как дизайн меняет облик и восприятие нашей страны в лучшую сторону. Экономика, культура и гражданское общество преображаются за счет профессионального дизайна. Посмотрим, что дальше.
Так вот, про Лебедева.
Известно ли вам, что многие великие деятели, двигавшие цивилизацию вперед, были так себе людьми? Я вам скажу, что Микеланджело и Караваджо, Тесла и Бобби Фишер, Джобс и Хичкок, по словам современников, были конченными негодяями, но пользы по факту принесли дофига и больше.
Артемий Лебедев – очень медийный персонаж. Известный чел. И рядом с его фамилией всегда стоит дескриптор: дизайнер! Таким образом, через глаза и уши, это слово попадает в мозг тем, кто решает, какой из профессий жить, а какой сдохнуть. Каким отраслям давать инвестиции и даже собственный ОКВЭД, а каким показать кукиш. По моему глубокому разумению, благодаря именно факту популяризации нашей профессии, ядовитый неврастеничный дизайнер Пиписькин из Торжка избежал своей участи. Он не повесился с горя, а жив-здоров, и даже получает приличные деньги за свои лэндинги, носит черное худи, сидит в лаунжах, и возит жену на Бали.
А где спасибо Лебедеву?