Экономика нуждается в инвестициях. Экономика нуждается в импортозамещении. Экономика нуждается в инновациях. Да, да, мы это уже поняли.
Но есть еще одно «и», в котором нуждается экономика.
Экономика нуждается в историях.
Экономика нуждается... в словах.
В ваших словах. Обыкновенных словах. Которые складываются в предложения, которые складываются в абзацы, которые складываются в главы, которые складываются в книги.
Это я обращаюсь к предпринимателям.
К нашим бесстрашным предпринимателям, которые почему-то совершенно не боятся того, что они уйдут — и от них ничего не останется. Ни для них самих, ни для страны, ни для человечества.
Деньги? Это величина переменная. Деньги могут обесцениться, их могут украсть или глупо растратить. Дети? Даже если вы их не упустили в боях за прибавочную стоимость, они не обязаны продолжать ваше дело. Слава? Быстро проходит. Бизнес? В лучшем случае, он на некоторое время переживет вас, но рано или поздно сменит собственников, сольется с другими бизнесами, а то и попросту разорится из-за неумелого менеджмента или изменившейся конъюнктуры рынка. Даже из тех 18 компаний, которые 28 лет назад Джим Коллинз в своей книге «Построенные навечно» назвал «неубиваемыми», до наших времен многие не дожили.
Все, к чему в конце концов будет сведена жизнь любого человека – это его история. Не обязательно «история успеха». Просто история. Написав десятки книг о предпринимателях, я теперь могу точно сказать, что историй окончательного и безоговорочного успеха не бывает. Зато бывает концентрированный сплав из опыта, побед, поражений, вдохновения, разочарований – всего того, что способно вдохновить других встать на предпринимательский путь и пройти его, многому научившись, благодаря тому, что вы решили всем этим поделиться.
И именно этот сплав я имею в виду, когда говорю, что российская экономика нуждается в импортозамещении предпринимательских сюжетов не меньше, чем в импортозамещении высоких технологий. Истории – это тоже инвестиции. Истории – это софт для мозгов. Историями люди думают, историями люди чувствуют, историями люди действуют.
Когда я писал книгу про «Яндекс» я познакомился с Эстер Дайсон – американской предпринимательницей швейцарского происхождения, венчурным инвестором и ментором доброй половины наших сегодняшних айтишных миллиардеров. Я спросил ее, в чем главный ресурс любой национальной экономики – и она назвала не нефть, не газ, не геополитическую мощь и даже не интеллект.
– Хорошая экономика и новые технологии развиваются только там, где в обществе есть критическая масса оптимистов, – ответила Эстер.
– Разве пессимисты не могут создавать новые технологии?
– Ну, а как они могут их создавать? Ведь технологии – это инструмент преобразования хорошей жизни в лучшую. А если люди не верят в лучшую жизнь, зачем им создавать технологии? Главный ресурс планеты – это творческий потенциал человека. И только культура оптимизма способна его раскрыть.
– Россия – страна пессимистов. Как здесь сформировать такую культуру?
– То, что вы сейчас сказали – это лозунг, штамп. Пессимистов не бывает. Любой из нас оптимист по натуре. Покажите мне хоть одного человека, который останется пессимистом после того, как ему удастся честно заработать за месяц миллион, создав что-то стоящее. И при этом он поймет, как завтра тем же образом заработать два миллиона, а послезавтра десять. Оптимизм – состояние естественное, пессимизм – искусственный продукт культуры. А значит оптимизм нужно не воспитывать, а пробуждать. Просто рассказывать одним людям о том, как что-то получилось у других людей. И дать им почувствовать, что они ничем не хуже – нужны только воля, знания и правильный образ мыслей.
Девяностые и нулевые годы мы потребляли, в основном, зарубежную бизнес-литературу. Сегодня на полках книжных магазинов десятки отечественных авторов-предпринимателей, но если вычесть из них инфоцыганщину, то останется не так уж и много. Реальный российский бизнес продолжает молчать, публичными в этом смысле слова становятся единицы. Хотя опыт показывает, что когда кто-нибудь все-таки решается нарушить молчание, это становится событием. Олег Тиньков, Анастасия Татулова, Игорь Рыбаков, Леонид Богуславский, компании «Вкусвилл», «Яндекс», X5 Retail Group – все это очень удачные на книжном рынке кейсы. Аудитория созрела, аудитория ждет.
Первые отечественные бестселлеры в этом сегменте стали робко появляться десять лет назад. Мы с коллегами наблюдали этот процесс изнутри – и видели, насколько мучительно было нашим предпринимателям выходить из тени. Проще обелить собственную бухгалтерию и заплатить все налоги, сделать публичной финансовую отчетности и выйти на IPO, чем один раз раскрыться перед большой аудиторией. Наших клиентов буквально корежило – от ложной скромности, от иррационального страха, от комплекса неполноценности. Типичный вопрос, который задавали и до сих пор задают даже создатели бизнеса с миллиардными оборотами: «Да разве это может быть кому-то интересно, кроме нас самих?»
Ребята, конечно, может! Еще как может! Пришло время рассказывать о себе. Пришло время обогащать среду. В девяностые было рано – слишком много в тех историях было крови и грязи. В нулевые тоже еще не о чем было писать – быть успешным на растущем рынке много ума не надо, прилив поднимает все лодки. А вот те, кто пережил десятые, это уже действительно предприниматели и менеджеры с большой буквы. Им реально есть что рассказать, у них действительно есть чему поучиться. И эти истории, эти знания, этот опыт – ценнейший ресурс, который хоронить глупо. А откладывать на потом – тем более. Память в эпоху гаджетов и бесконечно плотного информационного потока вещь ненадежная. Как сказал еще один из наших клиентов, «если мы сейчас все это не напишем, то потом мы все это просто забудем».
Да, деньги любят тишину, но предпринимательская среда тишины не любит. Когда человеком овладевает творческая идея, он не может молчать. Любой удачный стартап, любая большая предпринимательская история начинается с разговоров. Кофейни Пало Альто и Купертино забиты молодыми людьми, которые только и делают, что говорят, говорят, говорят. И это не просто слова, это инвестиции в будущий успех. Венчурная коммуникация, которая возможна лишь там, где уже рассказаны и написаны тысячи историй. Где есть почва, на которой будут расти истории новые. Именно из них складываются культуры и цивилизации. И в мире всегда будут доминировать народы, лучше других умеющие рассказывать истории, которые другие народы хотят слушать. Пора и нам оказаться в их числе.
Да помню я, помню, что в мире творится. И тем не менее. Пора.