При этом 47% россиян сомневаются, что искусственный интеллект сможет полностью заменить специалиста этой профессии
Ко Дню PR-специалиста, который в России отмечают 28 июля, медиахолдинг Rambler&Co опросил более 100 тысяч интернет-пользователей со всей России и узнал, чем же, по их мнению, занимаются пиарщики. Судя по аналогичному исследованию, которое проводилось медиахолдингом в 2021 году, россияне стали больше знать об этой профессии и выше оценивать таких специалистов.
99% респондентов имеют представление о том, чем занимается пиарщик. Но версии разные: 43% считают, что эти специалисты отвечают за имидж и репутацию компании или персоны, по 16% называют их мастерами по написанию пресс-релизов и работе с негативом. 10% уверены, что PR-менеджеры круглосуточно общаются с людьми и всех знают, 7% считают их теми, кто организовывают мероприятия, 4% – размещают рекламу, 3% – проводят всё время «в телефоне». Только 1% опрошенных не понимают, чем занимаются специалисты этой профессии. В аналогичном исследовании 2021 года о задачах пиарщика не знали 20% респондентов.
Две трети (66%) россиян убеждены, что пиарщики нужны абсолютно всем компаниям. 25% считают, что такие специалисты должны работать не в штате, а либо на аутсорсе, либо иметь договор с коммуникационным агентством. 6% видят пользу инхаус-PR только в крупных компаниях, 3% – только в малом и среднем бизнесах.
Одинаковое количество респондентов высказались, что пиарщику необходимо профильное образование (35%) и что личные качества вкупе с практикой намного важнее (35%). 12% очень удивились, что можно выучиться на PR-специалиста, 9% предположили, что достаточно получить любое высшее образование. 6% считают, что обучение не важно, если есть нужные связи и контакты, 3% не видят пользы от образования в этом направлении.
Среди самых необходимых личностных качеств пиарщика респонденты назвали коммуникабельность (15%), умение анализировать (12%), стратегическое мышление (11%), грамотный русский язык (11%), налаженные связи (10%). Остальные гибкие навыки (эмпатия, многозадачность, стрессоустойчивость и другие) набрали менее 10% каждый.
В 2023 году россияне стали высоко оценивать труд пиарщиков. Почти две трети (65%) думают, что они получают более 200 тысяч рублей, четверть (25%) – от 50 до 200 тысяч рублей, каждый десятый (10%) – не более 50 тысяч рублей. В 2021 году предполагаемая зарплатная вилка была кардинально другой: 50% – от 50 до 200 тысяч рублей, 31% – от 200 тысяч рублей, 19% – не более 50 тысяч рублей. При этом самыми важными KPI (показателями эффективности) для таких специалистов респонденты называют улучшение бизнес-показателей (30%), увеличение охвата аудитории (19%), рост индекса цитируемости (14%) и количества публикаций в СМИ (11%). Остальные метрики (снижение негатива, PR Value – эквивалент рекламной стоимости, обеспечение трафика на ресурсы компании и другие) набрали менее 10% каждая.
Отвечая на вопрос о новых технологиях в профессии, почти половина (47%) участников опроса считают, что искусственному интеллекту полностью не заменить пиарщика в ближайшее время, остальные бы делегировали ему ряд задач. Например, 28% с помощью ИИ анализировали бы реакцию аудитории на PR-кампанию, 12% – делали мониторинг упоминаний бренда или персоны, 7% – писали пресс-релизы, 6% – выбирали наиболее подходящие для продвижения СМИ.
Опрос проходил на активах медиахолдинга Rambler&Co с 13 по 20 июля 2023 года, охват составил 104 182 интернет-пользователя, среди которых 72% мужчин и 28% женщин. Каждый десятый участник опроса – PR-специалист.