Героем нашего свежего выпуска «Маркетологи в мобайле» стал Артём Смирнов, Head of Marketing Union Apps. Артём рассказал про основные особенности закупки трафика для продуктов с подпиской и перечислил небольшие «хитрости», объяснил, когда следует масштабироваться и как делать это правильно, перечислил критерии, по которым можно «вычислить» хитовое приложение, а также поделился настоящим кладезем полезных ресурсов для мобильных маркетологов. Enjoy!
Подписывайтесь на канал Rocket10 в Telegram и читайте свежие интервью проекта «Маркетологи в мобайле» в числе первых!
В подписочных приложениях важно помнить, что деньги размазаны по времени достаточно сильно.
Я начинал свой путь в мобильном маркетинге с работы с блогерами в Zorka.Agency. Пришёл туда совсем зеленым и там узнал, как продвигаются мобильные игры и приложения. Тогда на рынке почти не было агентств, которые занимались закупкой блогеров для мобильных приложений. Это был классный опыт — делать что-то новое одним из первых.
После со мной случилась череда агентств — Digital Mind, Go Ahead, AdQuantum — где я работал c User Acquisition через соцсети, видео сетки и программатик. Мне всегда везло на классных руководителей, которые были заинтересованы в моём росте. К тому же год работы в мобайле считается как 2 в digital :). Эти 2 фактора позволили мне достаточно быстро вырасти до Lead-позиции и впоследствии стать Head of Marketing.
Сейчас я руковожу маркетингом в кипрской компании Union Apps — мы делаем неигровой паблишинг для приложений с подписочной моделью монетизации. За счет UA, ASO, Influencer Marketing, продуктовых гипотез, прогнозной аналитики мы помогаем владельцам приложений расти и зарабатывать вместе с нами. Мы работаем по модели profit share, поэтому я точно могу сказать, что с партнерами (так внутри мы называем разработчиков) мы «плывем в одной лодке».
Так получилось, что за время работы в AdQuantum большую часть времени я взаимодействовал с клиентами с такой монетизацией. Постепенно мне стало интересно работать с построением предиктов для подписочных приложений, а потом и над активацией пользователей.
Чуть больше года назад мне предложили руководить маркетингом неигрового паблишинга. Для меня это очень драйвовый вызов, потому что бизнес-модель такого бизнеса не до конца понятна — на рынке во всем мире мы слышали примерно о 5 похожих компаниях. После старта в Union Apps я больше не спрашивал себя, почему именно эта ниша :).
Давайте я прямо по пунктам перечислю основные нюансы в UA для продуктов с подпиской. P.S. Для 80%+ подписочных приложений это работает именно так.
В подписочных приложениях важно помнить, что деньги размазаны по времени достаточно сильно — много пользователей берут недельную/месячную подписку, часть пользователей конвертируются в платящих не в 1-й день после установки (характерно для приложений с фримиум доступом). При активном скейле может получится так, что в вашем приложении может случится кассовый разрыв — прогнозно вы льете трафик с хорошим ROI, а фактически у вас нет денег на оплату трафика и команды.
Чтобы такого не происходило, надо строить модель прихода денег. Внутри мы называем её Payment Profile — это шаблон для любого приложения, который показывает сколько денег будет приходить в определенный месяц. Из него можно построить cashflow-модель и понять, какое количество денег потребуется в операционке, чтобы не уйти в кассовый разрыв. Оставлю ссылку на неё, надеюсь она кому-то пригодится.
Второе, что важно понимать — у вас получается лить в плюс на 15% или 30% комиссии Apple. Если на 15%, то посчитайте вашу экономику на 30% комиссии — может оказаться, что вы не способны лить в плюс, потому что Apple за счет увеличения комиссии съедает всю вашу маржу. Если это так, я бы советовал не масштабировать трафик, а дальше улучшать продукт, чтобы и на 30% комиссии вы смогли делать UA в плюс.
В третьих — пользуйтесь факторингом, если ваша модель позволяет это делать. По сути вы получаете быстрое финансирование, правда придется заплатить за это 20%+ годовых.
Внутри Union Apps мы принимаем решение о скейле, когда UA дает 30% предиктивного ROI на 30%-й комиссии Apple. Такой запас по ROI позволяет начать масштабирование и быть уверенным, что после $1M Revenue за календарный год (когда и наступает 30% комиссии) мы не остановим трафик, а будем продолжать масштабирование.
Исторически всегда хорошо показывали себя Facebook* и Google. Для многих приложений на эти 2 источника приходится 80% платного трафика.
Дальше я бы говорил об ASA, но мы видим, что аукцион там сильно перегрет, поэтому много трафика достать оттуда сложно. После этого я бы рассматривал другие соцсети — Twitter, TikTok и Snapchat. Особенно я бы рекомендовал Twitter, сейчас он показывает рост эффективности по данным AppsFlyer Performance Index.
Изменение политики Apple сильно ударило по перформансу медиа-источников, поэтому сплит сейчас меняется. Основным источником для нас всё также является Facebook*, после него идет Twitter, дальше ASA/Snapchat/TikTok (речь про сплит именно для iOS приложений, где мы закупаем iOS 14.5+ аудиторию).
Последний репорт AppsFlyer показывает, что наш сплит соответствует рыночной ситуации — Meta* начинает сдавать позиции, а Twitter идет вверх по топ источникам.
*Facebook — продукт компании Meta (запрещена в России). *Meta — Meta признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
Facebook* всегда был SRN источником и использовал IDFA для атрибуции. Отсутствие IDFA как раз и «притупило» его — теперь надо тратить больше денег на покупку платящего пользователя. При этом Meta* остается одной из самых больших компаний, в чьих социальных сетях сидят более 2 млрд людей. Плюс у них один из самых сильных аукционов — алгоритмы Facebook Ads отлично понимают, кому и какую рекламу показывать. Просто теперь эта реклама не так эффективна, как было несколько лет назад.
Решение для них одно — стать 1st party data и начать делать атрибуцию через себя, чтобы обогащать данные в рамках своих социальных сетей. Похожее решение около года назад выпустил Snapchat. Я думаю, что это единственный возможный выход из сложившейся ситуации.
На рынке есть решения по аналитике мобильной атрибуции. Такие компании позволяют когортно смотреть на RR подписок, рефанды и все платежные статусы подписок. Мы партнеримся с Adapty, который кроме аналитики подписок имеет сервис A/B-тестирования, через который можно растить активацию пользователей. Также на рынке есть и другие решения — RevenueCat, ChartMogul, Apphud, Qonversion.
Но так как нормальной атрибуции в iOS у нас нет, мы оцениваем трафик в целом. С помощью Adapty мы можем посмотреть на воронки install —> paywall show (показ пейвола) —> trial —> trial_converted —> 2nd payment... Собственно, так мы и оцениваем трафик в разрезе по гео, подпискам и принимаем решения.
Платежные ивенты из Adapty мы кидаем в AppsFlyer, на эти ивенты мы и оптимизируем SKAN-кампании. Оценку самих кампаний мы делаем по триалам, прямым подпискам и отменам триалов — в частности отмена триалов у 80% пользователей происходит в первый час после установки приложения и для нас это (отмена триалов) прокси-метрика, которая позволяет прикинуть конверсию в платящего пользователя из триала.
Перед тем как нам с разработчиками оказаться на этапе паблишинга, мы проходим длинный путь (примерно 3-4 месяца). Это необходимо, чтобы понять, подходим ли мы друг другу.
Первая метрика, по которой хочется измерять «хитовость» проекта — LTV. Но не у каждого приложения высокий LTV, поэтому дальше мы смотрим на 2 вещи: RR подписок и процент платящих пользователей.
RR продления подписок говорит о том, насколько приложение нашло product-market fit или другими словами — насколько приложение решает задачу пользователей эффективнее, чем конкуренты. Для меня эта метрика оцифровывает качество самого продукта.
Процент платящих пользователей говорит о том, насколько хорошо разработчик умеет монетизировать аудиторию. С ростом этого показателя мы в Union Apps можем помочь. Мы тестируем много гипотез по активации пользователей, поэтому если у приложения показатель из конверсии в триал низкий и при этом RR подписки на 6 месяцев более 20% — мы понимаем, что приложение может стать хитом.
Для каждой продолжительности подписки у нас есть внутренний бенчмарк по RR, поэтому мы с большой вероятностью способны прогнозировать, сможем ли вырасти вместе с партнером.
Если говорить про первые тесты, то там смотрим на CPI и воронку install —> trial/прямая подписка —> trial_converted/payers total.
Кроме того, что у приложения может быть высокий RR и хороший процент активации пользователей, у него также может быть дорогая закупка. Это случается с нишевыми продуктами, у которых слишком мало аудитории для UA или бывает, что на скейле UA у приложения не сходится юнит-экономика. Для нас важно, чтобы продукт, с которым мы работаем, мог скейлиться на сотни тысяч долларов через платную закупку, поэтому CPI и воронка от установки до платящего пользователя в первом тесте очень важны. При этом мы понимаем, когда на тесте увидели высокий CPI из-за плохих креативов — в таком случае мы делаем новую пачку крео или делаем повторный тест.
Внутри мы собираем базу A/B-тестов, которые делаем с нашими партнерами. Больше половины тестов работают почти для любого приложения, при этом добавлю, что «дотюнинг» самого теста все равно приходится делать для каждого продукта отдельно.
По моему опыту, у большинства приложений можно сделать 3 теста на онбординг/пейвол, которые значительно увеличат конверсию в trial/subscription. Но как минимум 1 тест точно стоит пробовать сразу — у большинства приложений форма регистрации стоит до пейвола, что снижает дохождение пользователей до выбора подписки. Если передвинуть её после пейвола, то дохождение увеличится и у 50% приложений вырастет конверсия в триал/оплату. Попробуйте :)
Я думаю, что самые сложные в моем понимании тесты — это ценовые тесты на пейволе. Так мы называем тесты, которые затрагивают подписки на пейволе — изменение стоимости подписки, другая длительность подписки, добавление триала 3/7/14 дней и т. д. Эти тесты не только могут перевернуть математику приложения, но ещё сильно влияют на закупку в медиа источниках. Почти всегда мы видим, что тот же Facebook* начинает закупать другую аудиторию с другим CPM, когда ты меняешь подписку с месячной на недельную или меняешь цены на текущие подписки.
Такие тесты приходится делать когортно — в одной версии приложения льешь трафик на один пейвол, а потом раскатываешь следующую версию приложения со вторым вариантом пейвола. После сравниваешь данные версия к версии.
Мне кажется, тут есть 2 аспекта почему модель монетизации через подписку хорошо работает.
Первое, есть большие игроки (Netflix, Apple, Amazon, Tinder), которые драйвят эту модель пользователям в разных сферах жизни: от кино до e-commerce. Большие компании формируют модель поведения пользователей — за контент/дополнительный функционал/выделение тебя на фоне других пользователей надо платить.
А второе, шеринг-экономика больше подходит для молодого поколения. Подписка для них более выгодная история, так как позволяет иметь что-то временно и быстро с этим расставаться. В этом смысле контент в приложении с подпиской — это что-то понятное им: сегодня платишь, а завтра можешь пользоваться другим.
Но вот то, что мало кто из пользователей может посчитать, так это сколько денег он тратит на подписки. По данным Subscription Trade Association больше 60% миллениалов не знают, сколько денег тратят на подписки. Я думаю, что Apple в перспективе 2-3 лет сделает возможность контроля подписок на девайсах — таким образом будет уменьшаться количество людей, которые платят за приложения и не пользуются ими. Это означает, что на рынке будет меньше некачественных приложений, так как их экономика сильно подпортится.
Чтобы успешно масштабировать подписочный продукт надо уметь закупать трафик (и работать со SKAdNetwork), уметь считать прогнозы по подпискам и ROI, соответственно. Также очень важный навык — работа с креативами — уметь поставить задачу дизайнеру на классный креатив, который придумал сам или вдохновился конкурентом.
Что касается ресурсов, я читаю достаточно много всего, чтобы быть на волне актуального, ниже оставлю список самого полезного, на мой взгляд:
https://t.me/user_acquisition — одно из самых больших русскоязычных комьюнити про User Acquisition. Самые актуальные новости мимо чата не проходят. Плюс можно задать вопрос по закупке (первый в списке он потому что я его совладелец).
https://grow.co — рассылка самых важных новостей из мобильного маркетинга. Раз в неделю собирают все новости рынка и присылают вам на почту. Удобно.
https://mobiledevmemo.com — качественные статьи и разбор новостей рынка.
https://www.consumeracquisition.com/blog — один из самых классных блогов (с точки зрения контента) рекламного агентства, который встречал. Эти ребята прокручивают безумные спенды для своих клиентов. Их статьи — кейсы их экспертизы с сотнями миллионов спенда. Особое внимание уделяю статьям про креативы, так как анализ данных по креативам делается на $100M+ спенда.
https://www.thesistesting.com/insights — ещё одно агентство, которое рассказывает о конкретных гипотезах своих клиентов, усредняя результат по ним. Тут мне нравится видеть конкретные цифры и понятные выводы. Сами тесты достаточно приземленные, полагаю, каждый маркетолог задумывался о похожих тестах, о которых рассказывают ребята.
Новостные каналы, где публикуются новости индустрии:
https://t.me/AppsFlyer_Updates — канал AppsFlyer.
https://t.me/app2top — канал про игровую индустрию.
https://t.me/apple_developer_news — канал Adapty, сервиса аналитики для приложений с подписками.
https://t.me/uareviewforpeople — авторский разбор новостей индустрии с объяснениями что это значит для маркетологов.
https://t.me/mobilenewsru — новости и статьи о мобильной индустрии.
А это список чатов, в которых достаточно оперативно могу понять, сломалось только у нас или у всех, или найти решения кейса, который уже у кого-то был: