Кто и зачем покупает услуги по управлению репутацией?
Первое, что приходит на ум, — компании и персоны, с которыми случился репутационный скандал. Но это всего одна причина. На самом деле все сложнее, а SERM — далеко не только работа с отзывами и баллами.
Есть мнение, что с репутацией работают только те, кто стремится скрыть внутренние проблемы. То есть компенсировать собственные провалы красивой медийной картинкой. И увы, это распространенное заблуждение.
На деле репутация — не фиговый листок. А компании — вовсе не “плохие парни”, которых выводят на чистую воду клиенты-правдорубы. Часто негативное мнение о компании — результат плохой обратной связи, неправильного позиционирования или неудачной рекламной кампании. И с этим тоже нужно разбираться, находя общий язык между бизнесом и клиентами.
Так что SERM работает не только как огнетушитель в случае кризисов. Это полноценный инструмент маркетинга, нацеленный на удержание и привлечение клиентов. Самое главное — знать, как использовать.
В свое время мы помогали укрепить репутацию дилерских центров “ЛАДА-центр” В Санкт-Петербурге. Мониторинг выявил много необработанного негатива на сайтах, средний рейтинг на отзовиках 3,5 балла. Ни на один отзыв не был дан ответ. На всех сайтах в топе упоминаний только отрицательные отклики, что сказывалось на продажах.
Негативные отзывы — это черная дыра недополученной прибыли. Поэтому даже крупным брендам важно проводить мониторинг инфополя, а лучше взять в привычку. Это то, с чего начинается работа с репутацией. В профильных агентствах первичный мониторинг проводят бесплатно, подсвечивая проблемы компании-заказчика.
Мы взглянули на ситуацию глубже. Оказалось, что изначально претензии были к отечественному автопрому, а не к дилерским центрам. Менеджерам по факту доставалось “по остаточному принципу”. Клиентам всегда необходимо куда-то выпустить негатив, и по обыкновению страдают последние звенья в цепочке продаж.
Нашей задачей стало отстроить репутацию дилерских центров от общего абстрактного негатива. Специалисты подключили к мониторингу 13 ресурсов, включая популярные Otzovik и “Яндекс.Карты”. С нуля разработаны политика коммуникации и скрипты ответа недовольным клиентам. Проведена точечная работу по удалению неконструктивного негатива.
Комплексная работа дала свои плоды. За два месяца средний рейтинг дилерских центров вырос с 3,5 до 4,2 баллов. Коэффициент конверсии на «Яндекс.Картах» вырос с 6,5 % до 8,21 %. Благодаря ежедневному мониторингу время реакции на новые упоминания сократилось до суток.
В глобальном смысле — представленные в сети компании, которые хотят увеличить узнаваемость, лояльность и продажи. Но все зависит от масштаба бизнеса и конкретных потребностей.
Корпорации не дожидаются пожара. Они придерживаются активной репутационной стратегии и работают с имиджем на постоянной основе. Используют инструменты нативной рекламы, большое внимание уделяют коммуникациям с пользователями. Но в эпоху многоканального подхода все больше времени, сил и специальных навыков необходимо, чтобы оставаться в теплом диалоге с аудиторией. Когда ресурсов сотрудников не хватает, подключают подрядчика.
Самые востребованные услуги:
Существует несколько категорий бизнеса, которым жизненно важно иметь положительную репутацию в сети. Прежде всего, это индустрия гостеприимства: гостиничный бизнес, сфера общественного питания, а также сфера медицинских услуг. Пациенты, путешественники и гурманы охотно делятся своими впечатлениями на сайтах отзовиках и в геосервисах. В условиях жесткой конкуренции бизнесу необходимо работать со всеми отзывами. Важно стимулировать к положительным и прорабатывать отрицательные отзывы, особенно те, что видны в топе выдачи. Это энергозатратно, поэтому бизнес отдает мониторинг поисковой выдачи на аутсорсинг SERM специалистам. А те уже решают, что делать с негативом.
Самые востребованные услуги:
Малый бизнес использует SERM для быстрого старта, когда выводят на рынок новый продукт. Когда репутация нулевая, про продукт никто ничего не знает. Нужно как можно больше и подробнее рассказать о нем целевой аудитории. Какую потребность закрывает? Как пользоваться и где купить. Что думают о товаре другие клиенты?
Положительные обзоры и упоминания служат для привлечения первых покупателей быстрого старта продаж. Дальше часто малый бизнес справляется своими силами. Но если возникают проблемы (негатив в топе), специалисты отговаривают собственников действовать в одиночку, чтобы не сделать хуже.
Самые востребованные услуги:
От того, как именно компании использует SERM, и зависит, станет ли услуга адвокатом дьявола или спасением бизнес-репутации.