Мы в Creonit занимаемся разработкой больших продуктов, которые требуют постоянной поддержки и развития. Если заказчик хочет развивать продукт самостоятельно, мы должны передать проект плавно. Как будто разработчик вовсе не менялся. В этой статье мы расскажем о шагах, которые нужно предпринять для безболезненного перехода проекта инхаус.
Сложные цифровые продукты и высоконагруженные сервисы требуют непрерывной поддержки и развития. Поэтому, завершив разработку MVP, диджитал-компании предлагают разные форматы сотрудничества:
Передача проекта в инхаус предполагает, что в продукте есть свой пул специалистов, которые закроют весь спектр задач — от аналитики до тестирования. Внутренняя разработка может обойтись дороже агентской. Чтобы грамотно посчитать экономику, нужно учитывать не только зарплаты продуктовой команды, но и добавить к ним затраты на передачу проекта. Из чего они складываются — расскажем ниже.
В момент передачи падает производительность — задачи делают дольше, либо вообще ставят на стоп, потому что новым людям требуется время на знакомство с проектом. Скорость этого процесса зависит от разных факторов: качества продукта, его стадии развития, квалификации новых специалистов и так далее.
На сбор и подготовку документации, онбординг команды, настройку инфраструктуры для внутренней разработки могут уйти месяцы. Если в бэклоге находятся задачи, которые требуют срочной реализации и запуска, дедлайны по ним неизбежно сдвинутся. Это может привести к потере денег для бизнеса и недовольству пользователей, которые начнут загружать техподдержку продукта жалобами.
Также нужно учитывать ещё два момента:
1. Инхаус-команда может работать медленнее, чем IT-аутсорс, потому что старается распределять ресурсы равномерно. Диджитал-продакшны получают оплату за выполненные работы, поэтому развивают производственные процессы так, чтобы показывать результат быстро.
2. Поиск и найм в штат сотрудников — тоже долгий процесс. Чем выше грейд специалиста, тем тяжелее его найти. Кроме того, кто-то должен фильтровать отклики и оценивать кандидатов. Нужно нанимать рекрутера, который возьмёт поиск команды на себя, либо обращаться в HR-агентство.
В итоге разработка проекта инхаус исчисляется не только зарплатой сотрудников, но и сроком их найма, адаптации и настройкой производственных процессов внутри продукта.
Итак, заказчик решил завершить сотрудничество с подрядчиком и передать проект внутренней команде. Расскажем, что может предложить диджитал-продакшн, чтобы сделать этот процесс проще.
Этот этап обговаривается индивидуально и не является обязательной частью передачи проекта. Некоторые аутсорс-компании могут предложить помощь с наймом сотрудников, мы — не исключение. Процесс идёт по-разному в зависимости от нужд заказчика. Мы можем искать нужных специалистов, готовить тестовые задания, проверять их или даже проводить собеседования. Клиенту останется только заняться оформлением успешных кандидатов.
Суть документации — сделать так, чтобы любой новый участник проекта мог ознакомиться с данными и понять, как всё устроено и что ему делать дальше. При этом не привлекая к расследованию менеджеров компании, которая разрабатывала продукт ранее. Подготовка документации — отдельная услуга, на которую заключают договор. В ней перечисляют, что должен передать подрядчик.
Что может подготовить подрядчик:
Задачи, прописанные в договорах и допсоглашениях, должны быть реализованы в полной мере. Так продукт заказчика не будет простаивать, а подрядчик сможет получить оплату.
Важно убедиться, что все доступы переданы ответственному лицу, указанному в договоре. Не новому CTO, менеджеру или любому другому сотруднику компании, а тому человеку, который указан в документах.
Какие доступы передают:
Сюда входят:
И прочие документы, необходимые для понимания текущего статуса проекта и будущего переиспользования.
Хороший тон не просто передавать папку с артефактами, но и сделать файл-рубрикатор со ссылками и пояснениями, что внутри.
Онбординг проводится в виде созвона или серии встреч. Команда продукта изучает документацию, подрядчик отвечает на их вопросы. Далее новых работников сопровождают во время погружения в проект — консультируют по производственным процессам и проводят код-ревью.
Нужно отметить, что онбординг проводят опционально, так как он не всем нужен. Например, при передаче корпоративного сайта не должно возникать вопросов, как с ним работать дальше. Чаще всего онбординг оправдан в сложных продуктах и высоконагруженных сервисах.
При передаче проекта действия подрядчика зависят от договора, который заключили стороны после разработки. Объём документации, найм и обучение новой команды и другие действия прописывают и согласовывают отдельно. Все перечисленные выше этапы не происходят по умолчанию.
Чек-лист: что проверить после передачи проекта инхаус