67% продаж в e-commerce происходит именно в приложениях. Даже крупные компании отказываются от разработки мобильных приложений, потому что думают, что это долго, дорого и лучше инвестировать ресурсы во что-то другое. Разберём, почему не нужно откладывать их разработку и зачем бизнесу мобильное приложение.
Всем привет! Я — Дмитрий Важенин, коммерческий директор Creonit / digital production. Каждый день я общаюсь с разными ритейлерами и изучаю проблемы их бизнеса. Сегодня обсудим одну из самых важных.
Мобильный трафик растёт, а десктоп теряет популярность. Люди всё чаще сидят в смартфонах, поэтому ритейлерам нужно встраиваться в «мобильную» жизнь потребителей.
При этом мобильной версии интернет-магазина недостаточно — пользователи чаще покупают именно в приложениях. На них приходится больше половины всех платежей в m-commerce.
Чтобы не быть голословным, приведу данные из исследований и статистики.
По данным отчёта Global Digital 2023, 59% мирового интернет-трафика приходится на смартфоны. Сегодня 92,3% пользователей заходят в интернет через мобильные устройства.
Это влияет на длительность сессий в приложениях. Так, в 2021 году пользователи провели в сервисах для покупок более 100 млрд часов. Среднее время шопинга через приложения растёт каждый год (данные Data AI).
В 2021 году 67% продаж в e-commerce произошло в мобильных приложениях. Это на 14% больше, чем в 2020. Ежегодно этот показатель растёт. Мобильные приложения — самый популярный инструмент электронной коммерции.
Результаты опроса Newstore в 2022 году показывают, что 60% потребителей предпочитают покупать именно в приложениях, а не через браузер в смартфоне. Причина — у сервисов лучшего UX.
Также в мобильных приложениях чаще завершают транзакции. На приложения приходится 54% всех завершённых платежей в m-commerce. Этот показатель выше, чем у мобильных версий интернет-магазинов, согласно данным JP Morgan.
По данным опроса Яндекс Маркета и GfK Rus, с 2017 года число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое.
Доля покупок с мобильных устройств растёт и уже превысила 67%. Люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами.
Как видно из данных выше, пользователи во всём мире, в том числе в России, чаще покупают в мобильных приложениях, чем в других каналах продаж. Разберёмся, почему так.
Закон электронной коммерции: чем меньше действий пользователю нужно совершить, чтобы оформить покупку — тем выше конверсии. Это касается не только выбора товаров в самом сервисе, но и шагов в повседневной жизни. Дойти до компьютера, открыть ноутбук, зайти в браузер, вбить ключевые слова — это всё лишние этапы, проходя которые потребители «отваливаются» по дороге.
А смартфон с приложением всегда под рукой. При этом приложение позволяет держать пользователя строго в рамках коммуникации с брендом. Там не будет лишних ссылок, предложений конкурентов и других отвлекающих факторов.
Если интерфейс хорошо спроектирован, все функции находятся на расстоянии вытянутого большого пальца. Человек находит товар, сравнивает его с альтернативами и оформляет покупку в 2-3 клика. Это можно делать на ходу в любое время параллельно с другими делами.
Почему ещё в приложении легче завершить покупку:
Также в мобильное приложение можно внедрить функции, которые облегчают путь пользователя. Например, голосовой поиск, поиск похожего товара по штрих-коду или фото, виртуальную примерку и так далее.
Приложения хранят данные о действиях пользователей и адаптируются к их предпочтениям, интересам и поведению. Так потребители получают подходящие под их индивидуальный запрос предложения, видят только релевантные товары, услуги и контент. Это формирует лояльность, покупки становятся ещё быстрее и удобнее, растёт конверсия в повторные продажи.
С помощью push-уведомлений бренд может напоминать о себе и возвращать пользователей в магазин, особенно, если таргетировать сообщения.
Например, использовать механики кросс-продаж — предлагать пользователю через некоторое время после покупки товары в комплекте. Или, если человек не нашёл нужный товар и вышел из приложения, предложить ему подборку похожих продуктов.
Владельцы приложения будут видеть дневную активность пользователей, статистику по потребляемым товарам и услугам, пол, возраст и другие социально-демографические и поведенческие данные. Накопленная информация поможет улучшить маркетинговую стратегию, расширить продуктовую линейку или даст другие инсайты.
У нас в Creonit есть собственный продукт — сервис мониторинга приложения в реальном времени. Он позволяет видеть, с какими трудностями сталкиваются люди в сервисе. Например, после оплаты у покупателя не открылось модальное окно с уведомлением об успешной транзакции. По номеру телефона пользователя и примерному времени покупки мы можем быстро найти причину ошибки и устранить её.
Также наш сервис собирает метрики: с их помощью можно анализировать пользовательский опыт. Например, какие у посетителей есть сложности с поиском нужных функций в приложении.
Во-первых, иконка приложения всегда на виду и заставляет вспоминать о бренде примерно 70-150 раз в день — столько средний человек касается телефона.
Во-вторых, мобильные приложения могут формировать эмоциональную связь и привычку у пользователей с помощью инструментов геймификации.
Например, весной 2023 года «Пятёрочка» запустила в приложении онлайн-игру «Магазин сокровищ». В ней люди боролись за призы, проходя игру «три-в-ряд». За покупки на определённую сумму компания давала пользователям виртуальные монеты. Их тратили на ходы и тем самым повышали вероятность получения призов.
Эта механика объединила офлайн и онлайн. Одновременно толкала пользователей чаще покупать в магазинах, чтобы зарабатывать виртуальные монеты, и заходить в приложение, чтобы тратить их там на ходы в игре.
Суть геймификационных инструментов — заставить пользователей заходить в приложение каждый день в обмен на материальные и нематериальные вознаграждения. Это формирует привычку пользоваться цифровым продуктом.
Также геймификацию можно объединять с программами лояльности. Например, давать пользователям бонусы, ачивки, скидки и подарки за покупки и привлечение друзей по реферальной программе. Это также увеличит аудиторию приложения и активность текущих пользователей.
По моему опыту, основные страхи: долго, дорого, сложно заливать в сторы из-за блокировок. Давайте разберёмся, почему эти переживания напрасны.
Если использовать нативную разработку и писать отдельные приложения под iOS и Android — то да, может быть долго. Нужно собрать две команды разработчиков, в то время как кроссплатформенная разработка позволяет писать приложение сразу для двух ОС одной командой.
Кроме того, у кроссплатформенных приложений общий интерфейс — все экраны сервиса одинаковые в обеих операционных системах. UX/UI-дизайнерам не нужно создавать две версии продукта — времени на создание сервиса уходит ещё меньше. В нативной разработке придётся заложить время на создание интерфейса отдельно под iOS и Android.
Другие плюсы кроссплатформенных приложений
1. Стоимость проекта ниже. Требуется всего одна команда мобильных разработчиков, которая пишет меньше кода.
2. Нет затрат, связанных с синхронизацией iOS и Android версий, потому что у приложения одна кодовая база для обеих операционных систем.
3. Быстрый запуск MVP, потому что на создание продукта требуется меньше времени.
4. Дешевле исправлять ошибки и добавлять новые функции.
Часто утверждают, что в кроссплатформенных приложениях нельзя реализовать сложную функциональность. Это не так. С помощью плагинов можно сделать хоть голосового ассистента на основе ИИ, хоть виртуальную примерочную. По производительности и возможностям разработки кроссплатформенные приложения не уступают нативным.
Мы в Creonit используем ещё один подход, который позволяет нам быстрее разрабатывать продукты — backend-driven UI. Бизнес-логику, контент и функциональность приложения создаём на стороне бэкенда, а интерфейс (фронтенд) строим на основе данных, получаемых с сервера. Для этого создаём административную панель, в которой задаются вёрстка, все элементы интерфейса и их свойства.
Это позволяет создавать новые страницы в цифровом продукте, запускать А/B-тесты и легко менять элементы навигации. Обновления появляются на всех платформах сразу и без ревью в магазинах.
Кейс
Для одного NDA-заказчика мы разработали сервис с записью на юридические консультации. Чтобы оформить услугу, пользователю нужно заполнить большое количество форм. При этом часть полей для всех посетителей одинаковая, а часть — меняется в зависимости от пользовательского сценария и типа услуги.
Чтобы ускорить внедрение в сервис большого количества форм, мы сделали на бэкенде конструктор, через который можно создавать типовые поля и выводить формы по шагам на фронтенде.
Привет всем, кто хоть раз обращался за разработкой в какую-нибудь студию и на первом созвоне слышал, что проект будет стоить от 2 миллионов. А в итоге получал смету на 29 миллионов.
Во-первых, как я уже сказал выше, разработка на кроссплатформенных фреймворках дешевле, потому что не требует писать и поддерживать два приложения одновременно.
Во-вторых, если у бизнеса есть веб-версия интернет-магазина, его бэкенд можно использовать для мобильного приложения. Это сократит и время на разработку проекта, и его стоимость, но многое зависит от качества инфраструктуры. Например, в бэкенд интернет-магазина на 1С-Битрикс не получится внедрить клиентскую часть мобильного приложения.
Одному из наших заказчиков — интернет-магазину товаров по уходу за собой и домом Novex — мы перенесли интернет-магазин с 1С-Битрикс на фреймворк Symfony для масштабирования бизнеса, когда встал вопрос о разработке мобильного приложения.
Предложили использовать API-Based подход — сначала разработать бэкенд (API), а затем интегрировать в него фронтенд сайта и мобильного приложения. Так оба продукта обращаются за данными к одному бэкенду — это упрощает синхронизацию и обновление информации.
Например, если компания поменяет логику сортировки каталога или работы с остатками, то информация на сайте и в мобильном приложении обновится одновременно. Кроме того, разработка одного бэкенда для обоих продуктов делает проект дешевле.
Такая проблема действительно есть у компаний, которые попали в санкционный список. Мы нашли путь обхода блокировок — маскируем приложения под другой сервис. То есть сначала загружаем в сторы простое несанкционное приложение, а далее обновляем его до «запрещённой» версии.
Опытным путём мы выяснили, что во время обновления приложения тестировщики сторов не заходят в него дальше экрана авторизации, поэтому не замечают подмены. Но это «костыльное» решение, которое может не сработать, если попадётся не ленивый тестировщик.
Пользователи во всём мире чаще покупают в мобильных приложениях, чем на сайтах. Со статистикой не поспоришь — ритейлерам нужно думать, как осваивать мобильные каналы продаж.
Надеюсь, мне удалось привести аргументы, почему мобильная разработка — это не запуск космолёта длиной в несколько лет и стоимостью в годовой бюджет Саратова.
Больше контента с интересными кейсами, решениями, лайфхаками и материалами о ведении проектов в IT можно прочитать в телеграм-канале Creonit.