Для миллионов людей во всем мире покупки в онлайн стали обыденностью. Они завоевали любовь пользователей своим удобством и простотой. Активно выросшая в пандемию сфера электронной коммерции не сдает своих позиций и сейчас. Даже экономически сложный 2022 год показал на российском рынке уверенный рост,. по данным Data Insight, объем рынка в рублях вырос на 38%.
Современные онлайн-магазины должны отвечать взыскательным требованиям интернет-аудитории, любое промедление или недоработка со стороны сайта или сервиса может привести к потере клиента. Для обеспечения высокой конверсии предприниматели прикладывают немало усилий. Одно из популярных направлений развития бизнеса в электронной коммерции - технологии искусственного интеллекта и машинного обучения, которые используются для развития и оптимизации процессов.
Насколько он востребован в России и как помогает бизнесу, расскажет Илья Макаров, СEO CS-Cart - готовой платформы для создания собственных маркетплейсов и интернет-магазинов.
Искусственный интеллект особенно активно обсуждают после выхода на рынок в конце 2022 года таких продуктов, как ChatGPT и Midjourney. Эти самообучающиеся нейронные сети стали частыми гостями новостных лент. Аудитория разделилась на 2 лагеря - первые восхищаются, вторые тревожатся о том, что ИИ может лишить людей рабочих мест.
Мы в CS-Cart тестировали ChatGPT и сочли, что в определенных случаях, он может стать отличным помощником в создании контента, помогая сотрудникам решать больше задач, при этом, значительно экономя время на их выполнение.
На самом же деле, нейронные сети - лишь часть возможностей искусственного интеллекта. ИИ находится на заре своего развития, новые продукты создаются и дорабатываются непрерывно. Статистика, которой поделился Алексей Сидорюк, директор направления "Цифровая трансформация отраслей" АНО "Цифровая экономика” , говорит, что на российском рынке используется 27 продуктов ИИ.
Также Алексей поделился и другими данными об использовании технологий искусственного интеллекта (ИИ) в розничной торговле. Исследование говорит, что общий объем рынка ИИ в России по итогам 2022 г. составил около 635 млрд руб., что на 15% больше, чем годом ранее.
Также оно показало, что доля предпринимателей, использующих технологии ИИ для развития бизнеса в России, составляет пока лишь 20%, это на треть меньше мирового опыта.
По оценке Алексея Сидорюка, наиболее активно ИИ применяется для персонификации услуг и сервисов, а также для автоматизации взаимодействия с покупателями и заказчиками. Использование разного рода ассистентов и ботов позволяет сократить затраты на обслуживание до 70%, а доля обращений клиентов, которые обрабатываются без участия операторов, доходит до 64%.
Прежде всего, достижения в области искусственного интеллекта, особенно в области больших данных, привели к серьезным изменениям и улучшениям, с точки зрения целевого маркетинга и рекомендаций по продуктам.
С помощью инструментов ИИ организации могут нацеливать свои маркетинговые материалы на конкретную аудиторию с гораздо большей точностью и эффективностью. Это способствует увеличению ROI (показатель возврата инвестиций) при проведении различных рекламных кампаний.
Компании могут собирать множество данных о своей целевой аудитории на основе демографической информации, заявленных предпочтений, прошлых покупок и т. д.
Многие бренды используют ИИ и инструменты машинного обучения, чтобы рекомендовать продукты клиентам на основе прошлых покупок продуктов, времени, проведенного на странице, и других факторов.
Такая технология может быть полезна для увеличения среднего чека, а также для помощи в перенацеливании клиентов, которые по той или иной причине покинули ваш магазин. Например, если клиент закрыл сайт, то электронное письмо с ретаргетингом на основе ИИ может быть просто билетом, чтобы вернуть его для завершения покупки.
ИИ также привел к значительным улучшениям оптимизации ценообразования. Модели динамического ценообразования с поддержкой ИИ позволяют брендам изменять цены на продукты в зависимости от текущего спроса, предложения и таких факторов, как комиссия за кредитную карту, которая обычно составляет менее 4% для цифровых транзакций.
Имея доступ к достаточному количеству данных, бренд может точно определить, как ему оценивать конкретные продукты, чтобы максимизировать прибыль и минимизировать разочарование клиентов. Более того, некоторые инструменты ценообразования на основе искусственного интеллекта могут даже предсказывать, когда следует делать скидку на определенные продукты или услуги, исходя из рыночных тенденций, интереса клиентов и ряда других факторов.
Благодаря этой информации бизнес может гарантировать, что каждый продукт, который он продает, будет иметь идеальную цену и приведет к увеличению прибыли (или к прибыли в других областях, таких как перекрестные продажи).
Точно так же организации могут использовать технологию ИИ для прогнозирования продаж и спроса. В наши дни для брендов невероятно важно планировать свои запасы на основе как исторических данных, так и данных в реальном времени.
Искусственный интеллект не только делает этот процесс намного проще и точнее, но и позволяет сократить дополнительное складское пространство, за которое предприниматели платят вне зависимости от продаж. С помощью инструментов искусственного интеллекта бизнес сможет делать оптимальные закупки, без лишних затрат.
Один из ярких трендов последних лет - появление и усовершенствование чат-ботов и виртуальных помощников.
Они могут немедленно обеспечить оперативное обслуживание посетителей маркетплейса или интернет-магазина. Это выгодное преимущество, особенно для небольших брендов, которые не могут позволить себе полноценные команды обслуживания клиентов. Во многом поэтому технология на пике популярности и совершенствуется с каждым днем.
Чат-бот может приносить пользу как компаниям, так и клиентам. Он способен:
По мере того, как проходит больше времени, есть вероятность, что чат-боты и другие инструменты обслуживания клиентов станут еще более эффективными и похожими на людей, что дополнительно повысит качество покупок в сфере электронной коммерции.
Помимо вышеперечисленных преимуществ, технологию ИИ можно использовать для улучшения процессов управления запасами.
Аналитику больших данных и прогнозное машинное обучение можно использовать для изучения тенденций развития продаж, прогнозирования изменений в спросе на продукцию, а также любых проблем, связанных с поставками. Все это даст организациям лучший контроль над управлением запасами, а также повысит стабильность проекта.
Как упоминалось выше, это может привести к меньшему количеству простоев продукта и большему количеству довольных клиентов в долгосрочной перспективе. Благодаря управлению запасами на основе ИИ организации будут чувствовать себя более уверенно при расширении ассортимента или создании новых магазинов в соответствии с прогнозируемым спросом. В среднем применение ИИ позволяет снизить объем запасов до 15%, а списание товара - в среднем на 10%.
Когда покупатель посещает магазин электронной коммерции и вводит название продукта в строку поиска, он не всегда получает в ответ именно то, что искал. ИИ может решить эту проблему, предлагая функцию интеллектуального поиска. Она использует ключевые и связанные слова, чтобы направлять потенциальных клиентов к продуктам, которые им нужны. Умный поиск полезен для торговых площадок электронной коммерции, поскольку он быстрее связывает клиентов с продуктами и снижает разочарование по всем направлениям. Это вдвойне выгодно и для компаний: клиенты, которые вводят поисковые запросы в панели поиска магазина, с большей вероятностью совершат покупку, чем «покупатели витрин».
И последнее, но не менее важное: технологию ИИ можно использовать для автоматизации различных повторяющихся задач, таких как поддержка клиентов, функции продукта (например, отображение продуктов на главной или целевой странице), выявление транзакций с высоким риском, предложение скидок и многое другое.
Автоматизация — это широкомасштабное преимущество. Она сокращает время и деньги, которые владельцы бизнеса электронной коммерции должны тратить на повторяющиеся задачи. Помогает уменьшить рабочую нагрузку и оптимизировать штат сотрудников, необходимых для обслуживания клиентов.
За последние несколько лет, технология ИИ привела к широкомасштабным улучшениям и оптимизации онлайн-шоппинга. Многие бренды уже максимально эффективно использовали цифровые платформы, алгоритмы и другие инструменты. Если вы хотите, чтобы ваша компания процветала на современном рынке, рекомендуем обратить свое внимание на технологии искусственного интеллекта.