В 2020-м, из-за возникновения вируса COVID-19, году многие люди начали использовать ноутбуки, смартфоны и другие гаджеты для взаимодействия с миром: многие государства временно ограничили время пребывания вне дома. Количество пользователей в соцсетях, онлайн-магазинах и сервисах для удаленной работы резко выросло, вовлеченность и активность тоже повысились.
Технологии и до пандемии развивались стремительно, но теперь темп ускорился в разы: люди не захотели отказываться от работы из дома и общения в видео-формате в последующие годы.
Согласно данным креативного агентства We Are Social и сервиса для SMM Hootsuite, которые проводят ежегодное глобальное исследование состояния сферы диджитал, в 2021-м 67,1% мирового населения используют мобильные телефоны и тратят только на социальные сети 2 час 27 минут в день. Это объяснимо: «переезд» рутины в интернет начинался с простых форматов: онлайн-вебинары и лекции, каналы в мессенджерах и прямые эфиры на разных площадках. Но сейчас запросы аудитории поменялись — хочется чего-то нового и необычного. Классические соцсети не отвечают изменившимся требованиям, наоборот — имеют массу ограничений.
Сейчас средний пользователь проводит в интернете 5-7 часов в день, и почти 90% этого времени он использует мобильные приложения. Более того, он активно совершает покупки — оформляет подписки, покупает бустеры или жизни в играх, платит за отказ от рекламы. Идея геймификации интернет-рутины выразилась в новом формате — Web3. Его база — это блокчейн-технологии, а основными пользовательскими площадками стали метавселенные.
Единого определения для них нет, но метавселенные можно назвать цифровыми мирами, в которых люди создают собственные аватары, чтобы общаться друг с другом, играть, строить дома, ходить на лекции, участвовать в киберспортивных соревнованиях, пить виртуальный чай… Заниматься тем, что им нравится, в свежем формате и с использованием ультрасовременных технологий.
Интерес к метавселенным — а сейчас даже этот запрос в Google Trends отмечают как «сверхпопулярный» — вызван изменением к привычному подходу пользователей в онлайне. Перед ними открывается не просто 2D-приложение — они могут создать цифровую версию себя и, с ее помощью, погрузиться в интернет. Пощупать NFT-картину или стать участником перформанса, построить дом «своими руками» или разбить целую ферму… Разница — в качестве взаимодействия. Теперь коллеги могут встретиться не с помощью веб-камеры, а в отдельном офисе в метавселенной, где у них будет свое рабочее место, переговорка для совещаний и цветок на рабочем столе — возможно, абсолютно не похожий на классический фикус.
Компании — бизнес, бренды — идут вслед за аудиторией. Концепт цифровых миров и их технологии отлично подходят для образовательных, игровых и медиа-продуктов: презентаций идей, встреч, эксклюзивных релизов. Отличный пример — мероприятие METAMUSE для участниц одноименного клуба в метавселенной DEXART. Внутри цифрового мира прошел закрытый ивент с участием бизнес-ментора, спикера TEDx Александры Васильевой. Она рассказывала о стратегиях увеличения дохода, продвижении проектов и секретах роста, которые позволяют воплощать в жизни идеи новых продуктов.
«Это уже не фантастика, а новая реальность. <… > В метавселенных мы способны сами создавать миры и объединяться с визионерами и первопроходцами. И основной принцип новых виртуальных пространств — это децентрализация. То есть, нет управляющих органов и центральной власти. Нет политики, границ и расстояний. Люди становятся свободными креаторами и выстраивают новую экономику», — написала о своем опыте в DEXART основательница METAMUSE Наталья Ткачева.
Всем участникам события предложили выбрать новый наряд для своих аватаров. Анна, создательница бренда Amamoda, подготовила 3 цифровых образа, которые гости могли выбрать для вечера METAMUSE.
Еще одно интересное направление в цифровой жизни — образование. Для подрастающего поколения метавселенные уже являются повседневностью. Дети проводят в виртуальных пространствах по несколько часов в день, но образовательные платформы пока только подхватывают этот тренд.
В рамках партнерства с компанией детского онлайн-образования, DEXART разрабатывает виртуальные пространства, в которых дети смогут обучаться по самым современным методикам и получать новые знания и навыки. Для метавселенной это способ принести пользу подрастающему поколению, а для бизнеса в сфере образования — возможность опробовать новые методики с глубоким погружением участников. Это выгодное сотрудничество, цель которого — сделать образование доступнее, эффективнее и современнее.
Сооснователь метавселенной DEXART Анатолий Илле уверен: метавселенные — это будущее интернета. В них работает новая экономика — та, благодаря которой люди могут зарабатывать деньги благодаря собственному вниманию. В них есть занятие для каждого — игры, коммуникации, бизнес.
В конце концов, метавселенные — это удобно. На одной площадке объединены возможности других приложений и форматов: соцсетей, цифровых библиотек, мессенджеров… А популярность «переезда» рутины в онлайн обусловлена именно этим: удобством человека, который получает доступ ко всему, лишь открыв крышку ноутбука.