Кто и как должен платить рекламный сбор в размере 3% с 2025 года?

2024-12-16 10:03:52 Время чтения 10 мин 749

На данный момент в Госдуме приняты в первом, втором и третьем чтении поправки к Закону о рекламе №38-ФЗ с введением налога (сбора) на распространение интернет-рекламы, который подразумевает необходимость того, что Рекламораспространители (блогеры, админы и прочие владельцы интернет-площадок, а также рекламные агентства), Операторы рекламных систем (Яндекс Директ, ВК реклама и прочие рекламные платформы), а также отдельные Рекламодатели обязаны будут в 2025 году дополнительно платить (отчислять) 3% с ежеквартального дохода при размещении рекламы в интернете 

Давайте разберемся по порядку, что да как насчет сути нововведений Правительства РФ и факта расчета отчислений за рекламу в интернете

Термины: РР - Рекламораспространитель, РД - Рекламодатель, РА- рекламное агентство, ОРС - оператор рекламных систем, СЗ - самозанятый, ИП - индивидуальный предприниматель, ОРД - оператор рекламных данных, ЕРИР - единый реестр интернет рекламы

  Итак, кто и как будет платить, судя по документу, принятому в Госдуме?

Плательщик: Рекламораспространитель и Оператор рекламных систем

Налогооблагаемая база определяется так для оплаты 3% рекламного сбора:

Рассмотрим самую простую рекламную цепочку

Цепочка №1: 

РД - РР (владелец интернет-площадки как СЗ либо ИП)

Сумма по договору: 1300 руб (1000 рублей размещение рекламы + 300 рублей иные виды работ либо услуг по договору)

В ОРД в разделе Акты (кто должен отчитываться в своем ОРД по данному акту - здесь) при отправке данных в ЕРИР будет фигурировать вся сумма 1300 рублей, которая будет иметь место в бухгалтерском закрывающем документе от РР для РД. А внизу акта в Разаллокации по изначальному договору должна будет указана сумма именно 1000 рублей, так как в данном поле всегда указывается сумма только та, которая имеет отношение непосредственно к факту размещения рекламы (без включения иных видов работ и услуг по договору)

На примере ОРД Озон

Данная сумма в размере 1000 рублей и будет, согласно закону, так называемой налогооблагаемой базой для исчисления как классического налога (например для СЗ) в размере 4% , так и 3% рекламного сбора. 

В итоге СЗ для суммы в размере 1000 рублей оплатит 7 процентных пунктов налога со всей суммы: 1000*4% + 1000*3% = 40+30=70 рублей, а Рекламодатель ничего платить не должен, так как с его стороны расходный договор, а не доходный

Естественно, СЗ также оплатит свой классический налог с суммы 300 рублей (300*4%=12 рублей) за доход по дополнительным работам не связанным с размещением рекламы, согласно договору

Могут быть возражения, что логичней было бы вычислять налог на рекламу с оставшейся суммы после оплаты 4% налога СЗ? Т.е. налогооблагаемая база должна быть 1000-40= 960, а потом уже 960*3%=28,8 рублей. 

Увы, нет. В документе Госдумы прямо обозначается, что налогооблагаемой базой будет являться вся сумма от размещения рекламы 

Цепочка №2

Рассмотрим более сложную рекламную цепочку в которой имеет место наличие посредника (например, рекламного агентства)

РД - Посредник (РА или ОРС) - РР (владелец интернет-площадки)

Для корректности стоит упомянуть нюанс насчет рекламных агентств как возможной отдельной сущности

Итак:

А. Сумма до договору РД-РА: 1300 рублей. РА, как участник бизнес процесса хочет извлекать прибыль для себя, поэтому оставит у себя 300 рублей (налогооблагаемая база), а 1000 рублей отправит дальше направо по цепочке подрядчикам (РР) для непосредственного размещения рекламы, которая была заказана и утверждена РД, согласно медиа-плану

Налог, который будет оплачен РА со своего фактического дохода: 300*3%= 9 рублей

Б. Сумма по договору РА-РР: 1000 рублей. Она будет отображена внутри Акта ОРД в поле Разаллокация по изначальному договору (РД-РА), т.е. вся сумма ( в текущем примере), которую перечислила РА на счет РР предназначалась для размещения рекламы

На примере ОРД Озон

Данная сумма в размере 1000 рублей и будет налогооблагаемой базой: РР (например как СЗ) заплатит налог аналогично как описано в Цепочка №1 (см. выше)

А именно, будет оплачено 7 процентных пункта налога: 1000*4% + 1000*3% = 40+30=70 рублей

В итоге конкретно за рекламный сбор по всей цепочке: 9 рублей заплатит РА + 30 рублей заплатит РР = 39 рублей. 

Вот эту денежку и планирует получить Правительство РФ в качестве сбора за распространение рекламы в интернете с 20225 года с каждой рекламной цепочки

Плательщик: Рекламодатель

В отдельных случаях плательщиком рекламного сбора может выступать Рекламодатель, хотя это на первый взгляд нонсенс, так как Рекламодатель всегда платит деньги и у него имеет место расходный договор. Следовательно, нет факта получения дохода и нет налогооблагаемой базы для исчисления налога в размере 3%

Однако, варианты есть. Смотрим, что в принятом Госдумой документе (страница 13)

Таким образом, если реклама размещается через зарубежные ресурсы (платформы) и ориентирована на потребителей в России, то российским компаниям и индивидуальным предпринимателям (Рекламодателям), которые организуют процесс размещения своей рекламы с помощью иностранных рекламных платформ ТРЕБУЕТСЯ оплачивать рекламный сбор 3% с их комиссии самостоятельно

Другими словами, Рекламодатели будут являться налоговыми агентами иностранных платформ и обязаны будут перечислять со своего счета 3% от суммы вознаграждения, которая получила иностранная платформа при размещении рекламы Рекламодателя

Подводя черту

Налоги на рекламу в интернете с более сложных рекламных схем будут исчисляться по аналогичному системному принципу. Они будут распределены и взыматься по цепочке с каждого участника при наличии фактического дохода у оного.

Какие цепочки имеется ввиду?

Например: 

РД - РА1 - РА2 - РР либо 

РД - РА - ОРС (Яндекс Директ, ВК реклама и прочие) - РР либо 

РД - РА - Биржа блогеров (Telega.in, Wowblogger и прочие) - РР либо

РД - Биржа блогеров - РР

В итоге

Государство в лице Минцифры и Роскомнадзора основательно подготовилось к вводу данного налогового сбора с обозначения и фиксирования в ЕРИР налогооблагаемой базы, начав с введения закона о маркировке рекламы (статья 18.1. закона о рекламе 38-ФЗ) с обязательной отчетностью в ОРД при отправке данных в ЕРИР


В моем Telegram вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора