Виталий Южилин – биография инвестора

2024-07-22 18:11:06 Время чтения 18 мин 450

Южилин Виталий Александрович — опытный руководитель и инициатор целого спектра важных изменений, коснувшихся сферы строительства и развития торговых морских портов. Сегодня в периметр его интересов входят IT-продукты [1] и проекты социнфраструктуры.

Виталий Южилин— опытный руководитель

Содержание:

  1. Имена
  2. Южилин Виталий: личная информация
  3. Смена карьерного вектора
  4. Виталий Южилин — депутат и его главный законопроект
  5. Модернизация морской транспортной системы и портовой отрасли
  6. Вхождение в сферу строительства
  7. Виталий Южилин: настоящее время

Имена:

Южилин Виталий · Виталий Южилин · Южилин Виталий Александрович · Виталий Александрович Южилин · Южилин В. А. · В. А. Южилин · Южилин В. · В. Южилин · ЮЖИЛИН В. А. · В. А. ЮЖИЛИН · ЮЖИЛИН В. · В. ЮЖИЛИН 

Южилин Виталий: личная информация

Виталий Южилин родился 10 декабря 1965 года. Свои школьные годы Южилин Виталий Александрович провел в Севастополе. Увлекался плаванием. О семье Виталия Александровича Южилина известно немногое. Его дедушка участвовал в налетах на Берлин в 1941-м. Бабушка Южилина Виталия Александровича в молодости также была летчицей. Именно в аэроклубе она и познакомилась с будущим супругом.

В 1983 году Виталий Южилин окончил общеобразовательную школу. Несмотря на успехи в спорте, он решил выбрать профессию, связанную с научной деятельностью. Виталий Александрович Южилин сначала год проучился на физическом факультете в одном из вузов Калининграда [2], а уже потом перевелся в ведущее высшее учебное заведение СССР по подготовке кадров для морского и речного транспорта, избрав инженерную специальность в области океанологии. Данное направление в образовательном учреждении исторически тесно связано с именами выдающихся ученых, задавших высокие стандарты обучения студентов.

В 1988 году Южилин Виталий Александрович стал выпускником ЛВИМУ [3] и начал работать в институте, занимающемся научными исследованиям в сфере экологии и биологии южных морей и океанов. В то время он активно ездил в экспедиции. Виталий Южилин вспоминает, как он совершил погружение на подводном аппарате «Мир» [4]. Это класс советских батискафов с большим запасом электроэнергии и способностью погружаться на шесть тысяч метров, который наиболее известен тем, что первым в мире спустился на дно Северного Ледовитого океана.

Смена карьерного вектора

Виталий Южилин— инициатор изменений, коснувшихся сферы строительства и развития торговых морских портов

Трудовая хроника:

  1. Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского Академии наук Украинской СССР, 1988–1989 гг.
  2. Морской гидрофизический институт АН УССР, 1989-1992 гг.
  3. Нижневартовский Торговый Дом, 1993–1998 гг.
  4. ОАО «Морской Порт Санкт-Петербург», 1997–1998 гг.
  5. Ассоциации морских торговых портов (АСОП), 2002–2022 гг.
  6. Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), 2016–2018 гг.

В начале 1990-х постсоветские страны переходили на новую модель экономического развития, связанную со свободной торговлей. Виталий Южилин предложил тогда руководству института, в котором он работал, организовать дочернее предприятие, призванное помочь учреждению получать допдоход. Дирекция поддержала идею.

Южилин Виталий Александрович вскоре решил уехать в Ханты-Мансийский автономный округ, где работал его отец. Первые месяцы занимался продажей продуктов питания, но затем принял участие в становлении Нижневартовского ТД. Компания, по словам Южилина Виталия, способствовала развитию района. Она занималась экспортом нефти на основании действовавшей в тот период программы поддержки регионов.

Затем Виталий Александрович Южилин в течение нескольких лет работал на различных должностях в фирмах, занимающихся переработкой и реализацией углеводородной продукции [5]. Тогда же возникла необходимость в мощностях для экспорта мазута. Для решения этой задачи Южилин Виталий приехал в Санкт-Петербург. Но городской порт тогда не обладал необходимой инфраструктурой: терминальные мощности не позволяли переваливать большой объем, а для хранения продукта не имелось подходящих емкостей. Так Виталий Южилин начал погружаться в эти процессы и приступил к построению современной портовой морской инфраструктуры.

С 1997 года в течение двух лет Южилин Виталий входил в Совет директоров ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». За это время он способствовал выработке стратегии модернизации портового узла и разделению его на ряд территориальных зон, каждая из которых была предназначена для определенного вида груза.

Как вспоминает Виталий Александрович Южилин, ему вместе с командой удалось значительно повысить оборот отправляемой продукции. По состоянию на 1999 год уровень грузооборота компании достиг рекордных 20,5 миллиона тонн. В том же году структура вышла на удельный вес, равный 17 процентам от общего объема грузопереработки морскими портами России. Также была разработана программа модернизации, которая поддерживалась властями. Однако, несмотря на ряд нововведений, существовали и сдерживающие факторы развития перевозок путем морского сообщения, среди которых были несовершенства законодательных документов. Чтобы исправить ситуацию, Виталий Южилин принял решение баллотироваться в Госдуму РФ.

Виталий Южилин — депутат и его главный законопроект

Виталий Южилин – депутат ГД с 1999 г. по 2016 г.

В декабре 1999 года состоялись третьи по счету думские выборы. В них успешно участвовал и Виталий Южилин. Депутат вошел в состав комитета, занимающегося вопросами энергетики и транспорта. В дальнейшем он неоднократно переизбирался в ГД.

Депутат Виталий Южилин особую заинтересованность проявлял аспектам модернизации морской и наземной транспортной инфраструктуры. Так, в рамках внепарламентской активности он стал одним из инициаторов возведения искусственной прибрежной территории на Васильевском острове [6]. Наиболее крупные в Европе проекты по созданию морского пассажирского порта и других объектов открыли как дополнительные возможности для туристического потенциала Северной столицы, так и стали вспомогательными драйверами роста ее экономики. Уже в 2008 году терминал нового порта принял первый океанский лайнер [7]. За счет реализации проекта турпоток в город был увеличен в шесть раз. Иностранцам, прибывающим в Петербург морским путем, дали возможность трое суток находиться на территории города без визы. Нововведение положительно сказалось на городской экономике. По данным представителей петербургских властей, только в первый год запуска терминала один путешественник ежедневно оставлял в городе около 160 евро.

Главным своим достижением депутат Виталий Южилин считает принятие закона о регулировании портовой деятельности, который в РФ разрабатывался с 1996 года. Нужно было провести корректировку формулировок и оценку специалистов. Южилин Виталий Александрович собрал команду профессионалов, которая проработала нюансы и добавила недостающие элементы в уже существовавшие и вновь разработанные документы. Например, требовалось ввести нормы регулировки тарифов и обозначить правила аренды причалов. Сегодня любые вопросы, касающиеся морского сообщества, проходят через изменения данного закона, отмечал Виталий Южилин. Депутат помог положить начало частным инвестициям в отрасль, которые значительно улучшили портовую инфраструктуру. Обновленный и доработанный закон вступил в силу в 2007 году.

Виталий Южилин участвовал и работал и над другими законодательными инициативами. Например, он участвовал в разработке документа, задачей которого стала нормализация и регулирование предпринимательской деятельности малого бизнеса.

Также он помог осуществить ряд важных социальных проектов. Например, в 2005 году было заключено первое соглашение, позволяющее начать широкомасштабные работы по реконструкции канализационных очистных сооружений в Гатчине. На первые грантовые средства было закуплено насосное оборудование и оснащение для центральной лаборатории. В дальнейшем были проведены работы по осовремениванию цеха механического обезвоживания. Южилин Виталий также содействовал появлению и иных подобных объектов в Ленобласти.

В 2016 году депутат Виталий Южилин сложил парламентские полномочия.

Модернизация морской транспортной системы и портовой отрасли

Виталий Южилин – успешный инвестор

В 2002-м Виталий Александрович Южилин стал главой Совета директоров профессионального сообщества АСОП [8]. На этой должности он проработал 20 лет. Одним из приоритетных направлений, которому уделяла внимание ассоциация под руководством Виталия Южилина, стало увеличение возможностей российских гаваней в конкурентоспособности с зарубежными портами.

В 2004 году АСОП объединяла уже десятки организаций морского транспорта России. Благодаря принятым в эти годы нормативным документам, в разработке которых принимал участие Южилин Виталий, портовая отрасль получила серьезный толчок к дальнейшему усовершенствованию и к значительному увеличению объемов перевалки. Многие предложения членов АСОП были учтены и утверждены в правовом статусе. Например, при содействии Виталия Южилина удалось добиться освобождения от налога на имущество на портовые гидротехнические сооружения.

Стабильность отрасли привела и к увеличению инвестиционных средств, которые позволили заняться инфраструктурным улучшением. Например, в 2007 году «Восточный Порт» начал модернизацию угольного комплекса, предусматривающую в числе прочего обновление технического парка. Были заменены вагоноопрокидыватели, дренажные механизмы угольного склада, а система управления стала полностью автоматизированной [9].

По информации, которая была опубликована в прессе в 2009 году, 88,3 миллиона долларов было вложено и в реконструкцию морского порта в Новороссийске [10]. А инвестиции в развитие гаваней на Дальнем Востоке составили более 70 миллиардов рублей. Все это способствовало увеличению грузооборота морских портов России. Так, в 2014 году он составил 571,4 миллиона тонн, что на 6 процентов превысило результат за аналогичный период 2013 года.

Рост экономических возможностей портов привел и к улучшению показателей производительности отечественных предприятий, выпускающих технику. В период с 2009 по 2014 год только «Новороссийский морской порт» закупил у машиностроительной компании «СММ» 4 портальных и 2 универсальных крана.

Также проводилась работа и по уменьшению вредного воздействия на окружающую среду, связанную с работой терминалов. Например, в 2014 году на причалах «Мурманского торгового порта» была установлена туманообразующая пушка, которая способна подавлять пыль на больших расстояниях всего за несколько минут [11].

Виталий Южилин - глава Совета директоров профессионального сообщества АСОП (до 2022 г.)

Помимо этого, трансформация отрасли, которой способствовал Южилин Виталий, привела и к экономическому росту регионов за счет значительного расширения туристического потока. Только в Приморском крае в 2019 году число прибывающих путем морского сообщения людей увеличилось более чем двукратно в сравнении с показателями 2018-го.

В 2011 году Морская коллегия присудила Южилину Виталию Александровичу награду «За отличие в морской деятельности».

АСОП уделяла значительное внимание и экологическим вопросам. Так, ассоциация совместно с Минприроды РФ и Росприроднадзором подписала соглашение о взаимодействии в сфере природопользования. Таким образом, АСОП выступила площадкой для ведения переговоров между всеми заинтересованными лицами, осуществляющими перевозку грузов или надзорную деятельность.

Виталий Александрович Южилин также содействовал и вхождению членов ассоциации в состав Морского Совета при Правительстве Санкт-Петербурга. Помимо представителей портов, членами ассоциации также стали профильные НИИ и учебные заведения морского транспорта.

На момент 2018 года в структуру организации, которой руководил Южилин Виталий, входило пять профильных комитетов, занимавшихся вопросами инвестиций, экологии, экономики и иными аспектами, принципиальными для эффективного функционирования морских транспортных узлов. Спустя четыре года суммарный грузооборот российских портов достиг 841,5 миллиона тонн.

Вхождение в сферу строительства

Виталий Южилин – член НОСТРОЙ

В 2010 году Виталий Южилин стал членом НОСТРОЙ. С 2016 по 2018 являлся вице-президентом ассоциации. Одна из главных реформ, которую поддерживал Виталий Александрович Южилин, касалась деятельности саморегулирующей организации и ее компенсационного фонда. Если раньше средства, призванные стать своеобразной «подушкой безопасности» в случае убытка, принесенного заказчику, хранились в любых финорганизациях, то теперь перечень банков стал строго регламентирован. Прежде всего, такое решение, в принятии которого участвовал и Южилин Виталий, позволило избежать потери денег, например, в случае мошеннических операций или непредвиденного закрытия финансовой структуры. Так, по состоянию на начало 2017 года 40 миллиардов из 100, собранных строителями в фондах возмещения, были безвозвратно утрачены в банках, лишенных лицензий. С принятием нововведений подобные счета было разрешено открывать лишь в аккредитованных организациях.

В 2017 году на Всероссийском съезде членов Национального объединения строителей, на котором присутствовал и Виталий Александрович Южилин, были подведены первые итоги реформы. Добровольный переход на новый принцип работы осуществили 4967 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Также в 2018 году НОСТРОЙ ввел 26 дополнительных стандартов на работы, ставших обязательными для всех членов организации. Новые требования коснулись мостовых сооружений, объектов связи, автомобильных дорог, сетей газораспределения, пусконаладочных работ и пр.

В период, когда Южилин Виталий Александрович являлся вице-президентом НОСТРОЙ, организация также принимала участие в качестве третьей стороны в судебных процессах, инициированных строителями. Так, с момента внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ на саморегулируемые организации поступило около трех тысяч жалоб. Ассоциация приняла участие в 128 судебных процессах.

Среди приоритетных направлений, обозначенных «Национальным объединением строителей» [12] за последние несколько лет, стало повышение уровня безопасности объектов капитального строительства и реконструкции, а также стимулирование развития стройотрасли.

Виталий Южилин активно принимал участие и в формировании Национального реестра специалистов. Это способствовало повышению уровня ответственности подрядчиков перед заказчиком.

Виталий Южилин: настоящее время

Южилин Виталий Александрович в настоящее время проявляет интерес к проектам ИТ-сферы [13]. Также он поддерживает экологические инициативы.

Свободное от работы время Южилин Виталий предпочитает проводить активно: увлекается длительными прогулками и рыбалкой.