В 2022 году продажи услуг широкополосного доступа в интернет в сегменте юридических лиц в России достигли 61,2 млрд рублей, что на 6,2% меньше, чем годом ранее. Количество абонентов уменьшилось на 1,6%, до 1,86 млн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании «ТМТ Консалтинг». Исследование было опубликовано в мае 2023 года.
Падение российского ШПД-рынка в сегменте B2B эксперты связали со следующими факторами:
Основной вклад в снижение выручки телеком-операторов в 2022 году внесло завершение третьей очереди основного проекта по подключению социально значимых объектов (СЗО) – в 2019–2021 годах значительную часть доходов в этом проекте формировали интеграционные платежи. Также на выручке негативно сказалось сокращение клиентской базы.
Лидером рынка по числу клиентов и доходам по итогам 2022 года остался «Ростелеком» с долей в 45% в денежном выражении. Компания все так же была крупнейшим игроком во всех основных сегментах – СМБ, крупного бизнеса и госсекторе. Остальные ведущие операторы укрепили свое положение на рынке, чему способствовали особенности их учетной политики: значительная часть СЗО-точек была подключена этими операторами в рамках оказания смежной услуги VPN, что уменьшило негативный эффект от завершения фазы подключения СЗО.
В тройку крупнейших ШПД-операторов по числу абонентов среди юрлиц по итогам 2022 года также вошли МТС и «Эр-Телеком». По выручке в топ-3, помимо «Ростелекома», вошли МТС и «ВымпелКом».
По прогнозам «ТМТ Консалтинга», в 2022 году выручка операторов ШПД-интернета для юрлиц незначительно уменьшится на фоне неблагоприятного влияния экономических санкций. В среднесрочной перспективе динамика рынка ШПД в сегменте юрлиц будет в существенной мере определяться бюджетами, выделяемыми на проекты в рамках программы «Цифровая экономика». В этих условиях операторы продолжат ориентироваться на поддержание роста в сегменте юридических лиц за счет ИТ-сервисов: решений в сфере инфобезопасности, облачных продуктов, хранения данных, видеонаблюдения и видеоаналитики, IoT и др., говорится в исследовании.
Ранее аналитики «ТМТ Консалтинга» подсчитали, что объем всего российского рынка ШПД-интернета в денежном выражении по итогам 2022 года сократился на 0,5%, при этом абонентская база приросла на 0,3%. В B2C-сегменте небольшой рост сохранился за счёт ввода нового жилья и охвата частного сектора в пригородах крупных городов.
В 2022 году ключевым драйвером роста телеком-рынка традиционно стал рынок мобильной связи, формирующий 59% выручки отрасли. В то же время продолжилось снижение динамики в сегментах фиксированного широкополосного доступа в интернет (ШПД) и платного ТВ. Темпы прироста абонентской базы обоих рынков были незначительны, а рост тарифов был существенно нивелирован дальнейшим распространением пакетных предложений.
Доходы от мобильной связи в 2022 году увеличились на 3,5% против 5% в предыдущем году. Главным фактором роста стало повышение тарифов и рост потребления дополнительных услуг, что обеспечило увеличение выручки как в В2С, так и в В2В-сегменте, говорится в отчёте.
По итогам года число абонентов (активных SIM-карт) мобильной связи в России снизилось на 0,9% — до 256 млн, приблизившись к уровню 2019 года (260 млн). В абсолютном выражении абонентская база сократилась на 2 млн
Источник: https://www.tadviser.ru/