К нам за помощью часто приходят клиенты, когда показатели их рекламных кампаний резко падают по неизвестной причине, и непонятно, что с этим делать. Причины могут быть разные — от колебаний спроса на рынке до ручных изменений в кампании, например, изменений в стратегии или креативов.
Чтобы узнать точную причину и найти решение в конкретной ситуации, мы проводим подробный аудит. Кроме прочего, он помогает понять, можно ли сократить рекламный бюджет, не теряя лиды, и проверить подрядчиков: вдруг в кампаниях допущены ошибки. В этой статье расскажем, как проводим аудит на конкретном кейсе.
Мы начинаем с ответа на вопрос «Зачем заказчику аудит?». Об этом расспрашиваем его команду, а заодно выясняем, что они логируют, то есть какие данные о рекламных кампаниях регулярно фиксируют, и как следят за действующими кампаниями. Эта информация помогает понять, насколько полным может быть исследование. Исходя из задачи и полноты имеющихся данных, определяем, что именно можно проанализировать в кампаниях, чтобы получить полезные бизнесу выводы.
Затем проводим аудит в два основных этапа: сначала делаем проверку вручную, а после углубляемся в медиапланирование и фразовый анализ. Расскажем о каждом подробнее.
Ручная проверка кампаний. Выбираем 5–10 кампаний и пристально их изучаем. Если находим ошибки в одной кампании, скорее всего, они будут в остальных. Основные шаги анализа:
Медиапланирование и фразовый анализ. После ручной проверки проводим фразовый анализ, который позволяет выгрузить и систематизировать данные по сотням кампаний. Потом изучаем медиаплан и меняем его, если нужно.
Мы рекомендуем проводить медиапланирование вместе с постановкой плана по продажам. Это позволит маркетологу распределить рекламный бюджет так, чтобы собрать трафик на нужные позиции. Во время аудита мы анализируем распределение бюджета и корректируем его в зависимости от целей бизнеса.
Расскажем подробнее о фразовом анализе на примере аудита для автодилера. К сожалению, мы не раскроем все цифры и не поделимся результатом из-за NDA, но покажем логику работы, которую вы сможете применить в своих кампаниях.
К нам обратился маркетинговый директор автосалона с просьбой проверить своего подрядчика. Мы начали аудит со среза «сегменты ключевых слов».
Ключевые слова сгруппировали по признакам: модель авто, наличие геозапросов, транзакционные запросы. Геозапросы — это запросы, которые содержат в себе конкретный регион, а транзакционные связаны с намерением пользователя купить конкретный товар. В таких есть слова «заказать», «цена/стоимость», «купить», «сколько стоит». Для группировки по сегментам использовали PowerQuery в Excel.
Потом покрутили полученные данные в срезах поиск/сети и сегментах ключевых слов. К каждому задавали вопросы: «Что работает лучше в анализируемый период?», «Как меняются показатели в динамике», «Что с этим делать?».
Анализируем срез «Поиск/сети». На этом этапе выяснили, что рекламный бюджет вырос в абсолютном значении, вместе с ним увеличилась и стоимость конверсии — в два раза за три месяца. При этом конверсия упала во всех кампаниях.
В идеале, если рекламный бюджет растёт, то с ним линейно увеличивается количество конверсий, а их стоимость растёт незначительно. В нашем случае бюджет растёт, конверсия падает, а стоимость конверсии выросла почти в два раза. Чтобы понять, почему так происходит, мы построили гипотезы: активность конкурентов, сезонность и изменения на сайте или в продукте.
Результатом поделиться не можем, но здесь важно другое — все эти гипотезы можно проверить, только если ведётся отчётность, регулярный анализ и логирование. В нашем случае удалось проанализировать только сезонность и изменения в продукте.
Переходим к срезу «Сегменты ключевых слов». Задача этого этапа — понять, какие из множества ключевых слов дают лучшую конверсию при меньшей стоимости, а какие — наоборот. Для этого мы разделили все ключевые слова по моделям автомобилей и двигались от общего к частному: сначала выгрузили статистику за весь период, а потом разбили по месяцам.
По сегментам Octavia и Rapid в октябре провалился CTR, упал процент показов в спецразмещении (первое, второе и третье место в выдаче). Выдвигаем гипотезу, что потери пытаются компенсировать за счёт увеличения ставки. Возможно, увеличилась конкуренция на рынке и фразы стали проигрывать аукцион чаще, из-за чего объявления стали показываться на более низких позициях, но стоить дороже. Чтобы проверить гипотезу, переходим к количественной оценке ключей.
Конверсия ключевых слов — 8 % по поиску и 2 % по сетям. При этом бюджет на ключевые слова без конверсий — 19 % по поиску и 38 % по сетям. Мы решили проверить каждый ключ — набрал ли он достаточно статистики, чтобы принять решение об отключении. И в зависимости от результата, отключаем ключевые слова поэтапно.
Далее переходим к неочевидным срезам. Например, для автодилера важен прирост мужской аудитории. Проверяем, какая часть бюджета ежемесячно тратится на мужскую аудиторию.
Потом анализируем расходы и конверсию с разных устройств: десктопа, мобильных и планшетов.
Когда мы понимаем, что в сетях конверсия намного дороже, чем в поиске, смотрим отчёт в срезе по сегментам. Неэффективные сегменты отключаем, а новые результаты прогнозируем с учётом площадок, которые отключили во время ручного аудита.
Итогами этого аудита могли быть десятки гипотез. Например, что нужно обновить список минус-фраз и сэкономить на этом или отключить двусоставные фразы по сегменту, чтобы снизить стоимость лида. А ещё проверить, нет ли ошибок в вёрстке на мобильных и планшетах или перераспределить бюджет. Конкретные рекомендации специалист даёт исходя из целей бизнеса. Но есть два основных результата аудита: бизнес экономит деньги или масштабируется, получая больше лидов по прежней цене.
Чтобы провести полноценный аудит, нужны данные, многие из которых можно собрать только ретроспективно. Вот какие данные полезно логировать для анализа в будущем:
Информацию о конкурентах можно собрать в открытых источниках и загрузить в аналитические сервисы. С их помощью можно предположить, сколько денег конкуренты тратят на рекламу, какие ключевые слова используют и сколько примерно показов это даёт.
Вместе с логированием важно проводить регулярные «гигиенические» работы в работающей рекламе:
Этими работами занимается специалист или команда, которые отвечают за контекстную рекламу в вашем бизнесе.
Статья впервые была опубликована в Академии IT-Agency.