У нас есть долгосрочная цель агентства — вырастить оборот. Цель нам передали основатели агентства, а способы её достижения ищем мы сами.
Стратегические инициативы — это одна из механик роста бизнеса. В первую очередь она направлена на появление новых продуктов и услуг в агентстве. Параллельно это помогает:
Стратинициативы — это создание стартапа внутри агентства. Инициатор защищает идею и бизнес-план перед Управлением и получает инвестиции от агентства.
У нас есть сформулированные бизнес-гипотезы и продуктовые гипотезы, за счёт которых мы можем достичь общей агентской цели по обороту. Все гипотезы зафиксированы, забюджетированы, но со временем они свой потенциал исчерпают.
Чтобы двигаться быстрее, нам нужно запускать новое. И за последние два года команды сформулировали 30 гипотез, которые прямо или косвенно помогают нарастить оборот. Стратинициативы помогли и помогают вовлекать команду в развитие компании и находить решения, которые мы могли и не увидеть.
Я руководил направлением перфоманс-маркетинга и хотел запустить направление продвижения мобильных приложений. Для этого мне нужны были деньги. Так я и придумал стратинициативы и получил бюджет на реализацию идеи.
Шаблон для питчинга стратинициатив
В итоге я смог набрать команду, наладить процессы и запустить работу быстрее, чем если бы делал это вне контура агентства. Сработало сочетание моего опыта с поддержкой экспертов агентства и инвестиций.
Благодаря стратинициативам, у наших спецов появилась альтернативная ветка развития. Можно расти по грейдам от джуна до руководителя, а можно запустить свой бизнес внутри агентства. И это классная платформа. На базе агентства с инвестициями, экспертизой, брендом и с бэк-офисом — ты можешь всё это делать гораздо быстрее.
Наверное, главное достижение стратегических инициатив — это изменение сознания нашей команды в целом. Раньше специалисты ограничивали свой вектор развития по грейдам от джуна до ведущего или руководителя, а теперь ребята могут проектировать будущее самостоятельно.
Например, в этом году мы пробюджетировали создание нового продукта на базе агентства — Frasera. И эта инициатива дала возможность специалистам попробовать себя в роли продуктовой команды, а не производственной.
Каждую идею мы рассматриваем с разных сторон, для этого задаём стандартный пул вопросов:
Этот алгоритм помогает понять, насколько идея важна и значима для инициатора и для агентства. В целом участвовать в защите инициатив могут спецы с уровня старшего: старшие, ведущие, руководители и партнёры. Такие ребята, как правило, растут внутри агентства, поэтому мы уже на старте понимаем, сможет ли человек «затащить» инициативу. Очень важную роль играет внутренний авторитет и некое внутреннее резюме человека в компании.
Мы проверяем, на основании чего идея сформулирована. Проводились ли какие-то исследования, знает ли человек, как устроен рынок? Кто на этом рынке играет? Какие есть продукты? Какие есть альтернативы у клиентов по этому поводу?
Помимо результатов исследований, инициатор должен показать потенциальный профит. Бывает так, что человек просит 3 миллиона рублей, а агентство получит регулярную годовую выручку в 10 миллионов. А ещё есть человек, который просит 5 миллионов рублей, но агентство будет получать 50 миллионов рублей ежегодно. Приоритетность в этом случае очевидна.
Инициатор также должен расписать план действий и указать контрольные точки по кварталам. Это помогает команде Управления понимать, идёт ли всё по плану. Соответственно, мы инициативу контролируем ежеквартально и принимаем решение, продолжать инвестировать в неё или нет.
Если мы инвестируем в инициативу, то в наших интересах, чтобы она была реализована. Например, если идея сработала частично, мы вместе доработаем план и подумаем, что надо сделать, чтобы она взлетела. Такой подход тоже помогает обезопасить бюджет.
Мы инвестируем 10–15 % от наших доходов. Так сумма инвестиций растёт вместе с нашими доходами. К тому же, если ни одна инициатива не взлетит, агентство от этого не «встанет на колени».
80 % результата сейчас дают проверенные услуги и направления. Мы закладываем эффект от инициатив, новых продуктов и стартапов в 15–20 % от общего результата.
Инициативы — это некий фундамент на будущее. За их счёт мы будем расти в следующем году, через два года, через пять лет.
У нас это всё работает из-за ценностей и фундамента, который заложили наши основатели. У них была мечта сделать агентство самоуправляемым и вырастить внутри специалистов, которые поведут агентство в нужную сторону.
Хотя в компании было много изменений за 19 лет, внутри выросло несколько поколений инициативных сотрудников. Они могут брать на себя ответственность, доводить до результата задачи как на уровне специалиста, так и стратегические задачи на уровне всего агентства.
Внутри ребята активно вовлекаются в долгосрочное развитие компании и приносят идеи, в которые они готовы вложиться. Необязательно их инициативы касаются денег, кстати. Например, благодаря одной из инициатив, в агентстве появился директор по счастью команды. Теперь в компании есть человек, который сфокусировано работает над укреплением ценностей, улучшением атмосферы и делает жизнь специалистов проще и приятнее.
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency, где можно изучить другие материалы об интернет-маркетинге, SEO, CRM, а также управлении, аналитике и устройстве агентства.