Последнее время СМИ много писали о том, какие тренды определяют специфику направления мобильного маркетинга в 2024 году. Некоторые из них довольно очевидны: чат-боты, чистый трафик, альтернативные сторы и т.д. Но есть тренды, которые можно заметить, только пристально изучая отрасль. Именно о таких неочевидных трендах рассказывает Алла Рауд, руководитель направления ASO в IT-Agency.
Эксперты сейчас активно обсуждают ключевые тренды на 2024 год. В том числе — высокую потребность в специалистах, обладающих экспертизой в удержании, удорожание аналитики из-за изменений в политиках безопасности и конфиденциальности, стремление бизнеса перевести трафик из веба в мобайл.
Кроме того, продолжается повсеместная борьба с фродом и развиваются альтернативные рекламные каналы. Остаются популярными чат-боты как механизм побуждения пользователя к целевому действию. Очевидно, что российский рынок мобильных приложений постепенно восстанавливается, растёт спрос на тех специалистов в ASO, которые не просто поднимают приложения в сторах за счёт органики, но и берут на себя всё общение с магазинами приложений.
В этой статье я хочу поговорить ещё о некоторых значимых тенденциях, которые важно учитывать, планируя работу на 2024 год.
Несколько лет назад мы много говорили об экосистемах и объединении разных приложений в супераппы, закрывающие единовременно много различных потребностей. К примеру, это такси, доставка еды, покупка товаров и многое другое в экосистеме Яндекса. Банкинг, доставка продуктов, лекарств, страхование, ТВ и так далее у Сбера.
Тогда казалось, что эта тенденция касается только очень крупных игроков. Но сейчас похоже, что она становится всеобщей. И даже стартапы, выводящие на рынок с MVP, стремятся расширить его и предложить дополнительные опции.
Пользователи всё больше времени проводят в мобильном телефоне и хотят чувствовать себя там максимально комфортно, как дома. В ответ на этот запрос появляются метавселенные — цифровые площадки для виртуального общения с друзьями и коллегами. К примеру, в начале прошлого года в Азии ненадолго стала популярной метавселенная Bondee, которая позволяла цифровым аватарам общаться, вместе играть или работать.
Коллаборации брендов — это не только способ вместе предложить новый продукт, но ещё и значимый инфоповод. Рынок в последнее время находится в некоторой неуверенности, и любое громкое событие может его всколыхнуть. Поэтому, несомненно, нас ждут яркие нестандартные проекты объединения брендов. Если посмотреть именно мобайл, то легко вспомнить Roblox, очень популярный у детей. Уже порядка 30 крупных e-comm в России создали и выложили на этой платформе свои игры.
Кстати, эксперименты как таковые, не только в рамках коллабораций, также будут набирать популярность. Мы уже видели в прошлом году значительно более гибкое управление кабинетами для запуска A/B-тестов, разные подходы к пользователям — картинки, видео, мини-игры. По статистике, каждый такой эксперимент повышает конверсию до 5%. Вроде бы показатель невысокий, но за 5 или 10 попыток можно вполовину увеличить приток клиентов.
София Антонова, маркетолог IMSHOP.IO, отмечает: «Современные потребители ожидают одинаково комфортного опыта взаимодействия с брендом, независимо от того, пользуются ли они мобильным приложением, посещают веб-сайт или физический магазин. Поэтому важно обеспечить единство онлайн и оффлайн каналов, настроить синхронизацию между мобильным приложением и сайтом, а также согласовать систему лояльности во всех каналах».
Это то, что называется омниканальностью — созданием общей структуры, с которой сталкивается потребитель. И в мобильном маркетинге поддерживать тот уровень сервиса, который заявлен в стандартах бренда, это уже даже не тренд, а жизненная необходимость.
Фрод влияет и на прибыль, и на репутацию компании, при этом мошеннических схем становится всё больше, и нужно учиться их отсекать.
Мария Климова, Head of PR&Marketing Admon.ai: «Важный тренд 2023, который мы забрали в 2024 год — тема фрода постепенно перестаёт быть табуированной. Что это значит: различные игроки рекламного рынка начали открыто признавать существование проблемы и необходимость борьбы с ней, причём совместными усилиями. Логичным шагом на пути к популяризации вопроса стала инициатива создания комитета по борьбе с фродом на базе АРИР. К рабочей группе может присоединиться любой заинтересованный и неравнодушный, достаточно заполнить анкету.
В 2024 году комитет планирует выпустить много важных исследовательских и образовательных продуктов, которые, надеемся, помогут сделать рынок более прозрачным, а также спасти и грамотно оптимизировать бюджеты рекламодателей».
«Современные потребители больше не реагируют на массовую рекламу, — делится мнением София Антонова, маркетолог IMSHOP.IO, — и предпочитают персонализированные предложения, соответствующие их индивидуальным потребностям. Для этого маркетологам важно использовать данные о предпочтениях клиентов, истории их покупок, поведении в интернете и другую аналитику, чтобы лучше понять аудиторию.
В том году с опаской говорили, что общая неопределённость надолго выключит из поля зрения российского бизнеса всю ESG-повестку. Однако на деле оказалось, что стремление к осознанному потреблению, экологичности, здоровью, вниманию к миру и психологическому комфорту очень велико. Поэтому бренды делают акцент на этих вопросах.
Заметно, что приложения проходят редизайн, появляются переключатели на ночной режим ради комфорта для глаз, пуш-уведомления стали менее навязчивыми. Многие сервисы предлагают клиентам поддержать отказ от пластика, сохранить деревья, выбирать электронные чеки вместо бумажных, поощряя бонусами и внутренними наградами за экологичный подход.
Каналов рекламы не так много, поэтому интеграции с блогерами остаются очень популярным и удобным инструментом продвижения. Но я вижу, что в последнее время меняется подход к работе с ними. Раньше мы размещали рекламу приложений или каких-то продуктов через широкие охватные выходы — мы отдавали блогерам промокод и фиксировали результат.
Ещё ни слова не сказала про нейросети, но только потому что это, пожалуй, самый громкий тренд 2023 года практически во всех сферах. Нейросети применяются всё активнее. В то же время продолжается сбор данных и обучение, а значит, мощности ИИ будут возрастать. Также увеличивается само количество нейросетей и способы их применения.
Будут появляться всё новые продукты на основе технологии нейросетей. Уже наблюдаем, как в экосистему Яндекса встраивается нейросеть «Шедеврум», а Сбер развивает Kandinsky, который также доступен в мобильном приложении. Вероятно, в какой-то момент место чат-ботов займут системы коммуникации на основе ИИ, у нас появятся пользовательские вкусовые подборки и ещё более персонализированные рекомендации.
После недавних встрясок, и учитывая, как сильно изменился мир, большинство компаний оказались в одинаковых условиях. Мы как будто все превратились в стартапы — высокий уровень неопределённости, много рисков, но и много возможностей. Чтобы продолжать динамично расти, бизнесу требуется ещё больше чем раньше уделять внимание цифрам и метрикам, проводить ещё больше экспериментов, быть готовыми к переменам, пробам и ошибкам.
Нейросети обеспечат совершенно иной уровень взаимодействия клиента с брендом, недостижимый ещё совсем недавно. Кроме этого, из-за стремления мобайла к расширению, будут появляться платформы, решающие ещё больше задач пользователя. При этом сохранится тренд на экологичность и бережность в коммуникациях и продуктах.
Крупный бизнес продолжит использовать стратегию growth hacking путём внедрения улучшений и инноваций, используя низкорисковый подход, который при этом не допускает стагнации, а позволяет пробовать что-то новое. Какие-то шаги будут удачными, какие-то нет. Но для всего рынка это очень хорошая тенденция — потому что в итоге выиграет клиент.
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency, где можно изучить другие материалы об интернет-маркетинге, SEO, CRM, а также управлении, аналитике и устройстве агентства.