Информация в кейсе актуальна на 2024 год
Основной бизнес
Российский производитель одежды и снаряжения для туризма, активного отдыха и тактического назначения.
Срок работы и масштабы
В торговую сеть «Сплав» входит более 60 розничных магазинов в России, интернет-магазин и магазины партнёров в странах ближнего зарубежья.
Исторически каталог одежды и снаряжения был разделён на три группы: для туризма, военно-тактического назначения и общий каталог. При этом первые две группы по факту дублировались в общем каталоге.
В 2023 году команда «Сплава» провела исследование среди своих покупателей, чтобы сделать сайт более удобным и понятным в использовании. Оказалось, что привычное разделение по сезонам на зимнюю и летнюю одежду не подходит аудитории «Сплава». Пользователи предпочитают искать товары по профессиональным характеристикам. Например, по материалу одежды — мембрана, флис, softshell.
Эту информацию учли при подготовке к редизайну сайта. Решили оставить каталоги «Туризм» и «Тактика», но отказаться от общего каталога. При этом структура каталога «Туризм» должна была сильно измениться. Клиент планировал отказаться от ряда категорий и перенести товары из них в другие.
Например, в новой структуре каталога «Туризм» отсутствовали категории трекинговой и летней одежды. Суммарно все категории, которые не переносили из старой структуры в новую, приносили около 15 % поискового трафика на каталог «Туризма». Если бы мы отвязали товары от этих категорий, то потеряли бы трафик.
Общий каталог, от которого тоже предстояло отказаться, приносил примерно 32 % трафика. Суммарно после изменения структуры каталога мы могли бы потерять около 47 % трафика на него.
Нашей задачей было не потерять поисковый трафик в результате редизайна сайта и переработки его структуры. Нужно было корректно перевести его на оставшиеся два каталога — «Туризм» и «Тактику».
Если сравнивать январь 2023 с январём 2024 года, то общий поисковый трафик на весь каталог вырос на 23 %. А поисковый трафик на каталог «Туризм» вырос на 63 %.
Маленький спойлер о том, как мы это сделали. Одна из доработок — внедрение системы тегов, чтобы сохранить трафик на категории, которые удалили при редизайне. На январь 2024 года теги привлекали порядка 20 % трафика в каталог.
При редизайне сайта и тем более переработке его структуры важно сохранить трафик, который уже есть. Чтобы этого добиться, мы приостановили правки на страницах каталога, которые могли слететь, продолжили работать с блогом клиента и стали готовиться к редизайну.
Все работы по переезду на новый сайт заняли четыре месяца — с апреля по июль 2023 года. Двигались итерациями. Приоритеты доработок устанавливали на основе количества трафика в категории и готовности клиента вносить изменения.
Анализом, обсуждением и подготовкой технических заданий занимались с апреля по середину июня. С середины июня по июль внесли и проверили все изменения на сайте.
Начали мы с того, что проанализировали текущую структуру всего каталога. В результате разделили страницы на три типа категорий: без изменений, удаляются, с изменениями. В последних предполагалось поменять родительскую категорию, вложенность или название.
Для каждой страницы вместе с командой «Сплава» подготовили план действий в зависимости от предполагаемых изменений. Например, у некоторых страниц меняли названия: «Зимние мужские куртки» переименовали в «Пуховые мужские куртки». Чтобы сохранить трафик, мы либо меняли только название, но оставляли старый URL страницы, либо настраивали редирект на новый URL.
Некоторые страницы во всех трёх каталогах по факту были смысловыми дублями. Они появились на сайте ещё до начала продвижения. Часть из них мы закрывали от индексации, чтобы настроить корректную релевантность.
После удаления общего каталога и редизайна сайта некоторые из этих страниц стали вновь нужны. Поэтому часть из этих страниц мы открыли для индексации, а для других настроили редиректы.
Нам нужно было сохранить ряд существующих категорий товаров, которые потеряли бы трафик после переработки структуры каталога. Это можно было сделать, если добавить страницы в меню. Но они по смыслу не подходили к его новой концепции. Клиенту было важно, чтобы покупатели видели чёткое разделение тех же курток на мембранные, флисовые и softshell.
К тому же раньше создавать новые страницы с подборками товаров можно было только с помощью фильтра, но его функционал был ограничен. URL у страниц с подборками товаров были динамическими и формировались с помощью GET-параметров. На страницы фильтра не было возможности вручную добавлять заголовки, метаданные и описания. Создавать таким образом новые точки входа было нельзя.
Тогда мы предложили внедрить систему тегов и выводить в них нужные категории. Фактически теги — это страницы со статичным URL, на которых собраны товары с определёнными характеристиками, как это было бы при использовании фильтрации.
На такие страницы можно настроить редирект, чтобы сохранить трафик после изменения структуры каталога. А ещё теги — инструмент, который позволяет быстро создавать новые точки входа под поисковый спрос.
Мы подробно описали, как может работать этот инструмент. Предложили несколько вариантов технической реализации и описали плюсы и минусы каждого из них. Команда разработки «Сплава» на основе наших предложений проработала оптимальный для себя вариант и внедрила систему тегов на сайт.
Отзыв «Сплав» об увеличении коммерческого и информационного трафика в интернет-магазине
Теги можно выводить в любую категорию товаров на сайте. Страницы для тегов создаются вручную, то есть контент-менеджер самостоятельно добавляет подходящие товары.
Добавление тегов положительно повлияло на поведенческие факторы. Когда мы проанализировали взаимодействие пользователей с сайтом, увидели, что покупатели активно пользуются тегами. Они не только приходят на страницы тегов из поисковых систем, но и переключаются между ними внутри сайта.
В июле команда «Сплава» провела редизайн сайта, и мы стали постепенно передавать все изменения в работу. Структуру каталога «Туризм» изменили в несколько итераций: сначала проработали категории одежды, затем обуви, снаряжений и аксессуаров.
Такое решение позволило плавно внести правки, снизить нагрузку на команду разработки клиента и отследить результаты. На стороне «Сплава» вносили изменения в функционал. Затем мы их анализировали и проверяли технические моменты. Например, не отвалился ли на какой-нибудь странице счётчик «Яндекс Метрики». Если что-то находили, то готовили новое техническое задание для разработчиков «Сплава».
Наша команда SEO сопровождала весь процесс редизайна. На начальном этапе мы синхронизировались со всеми командами и составили пошаговый план действий на нашей стороне, который позволил ничего не упустить.
Мы регулярно проводили встречи со всеми командами, чтобы они были в фокусе. Каждую неделю встречались с командой «Сплава» и командой разработчиков. В результате слаженной работы всех команд нам удалось сопроводить изменения на сайте без потерь трафика.
Впервые статья была опубликована в Академии IT-Agency, где можно изучить другие материалы об интернет-маркетинге, SEO, CRM, а также управлении, аналитике и устройстве агентства.
Если вам понравилась статья, делитесь мыслями в комментариях, а ещё подписывайтесь на наш Телеграм-канал. Там наши сотрудники делятся опытом, как помогают бизнесу расти с помощью диджитал-каналов.