Какие сервисы доставки еды и продуктов лидируют в Казахстане: исследование Go Mobile

2023-07-10 17:45:02 Время чтения 11 мин 3715

Кто лучше всех продвигается, у кого удобнее сервис и чье приложение самое скачиваемое — все это команда агентства Go Mobile выяснила в новом исследовании рынка Food Delivery и E-grocery в Казахстане. В материале делимся основными выводами отчета и рассказываем про ситуацию на казахстанском рынке доставки. 

Полную версию исследования можно скачать по ссылке

Обзор рынка

Рынок доставки готовой еды и продуктов начал развиваться в Казахстане около 4 лет назад. На динамику его роста повлияли: 

  1. появление на рынке крупных международных игроков в 2019 году;
  2. пандемия Covid-19, изменившая покупательские привычки и операционные решения компаний.

Влияние внешнеполитических событий

01/ Приток россиян в Казахстан вызвал резкий спрос на сервисы доставки еды 

Согласно сервису Wordstat, в октябре 2022 года рост запросов «доставка еды» в стране вырос на 168%, а рост запросов «доставка продуктов» — на 158%.  

02/ Уход большого количества брендов из России привел к изменениям логистических цепочек 

Управляющий директор маркетплейса Jusan Магазин
В тех отраслях, где основными поставщиками выступали российские компании, нарушились логистические цепочки, что в конечном итоге сказалось на ухудшении товарного разнообразия и ценообразования как в офлайне, так и онлайне. Все это негативно сказывается на общем покупательском настроении в обществе и порой нежелании у людей переходить в онлайн. Пока у людей есть стереотип о том, что цены в ближайшем магазине у дома ниже, чем в приложении.
Таир Нурлыбек

Логистические сложности побудили сервисы доставки и рестораны локализировать продуктовую матрицу — вводить в использование продукты, произведенные на территории Казахстана и соседних государств.

Несмотря на геополитические вызовы, рынок онлайн-продаж продолжил свое развитие, хотя и более медленными темпами, оставаясь привлекательным для его игроков. За 2022 год появились новые сервисы, а старые увеличили географию доставки и улучшили свой функционал.

Об исследовании

90% всех онлайн-продаж в Казахстане осуществляются с помощью мобильных телефонов. Потенциал мобильного рынка огромен, и это понимают крупные игроки и активно развивают приложения. 

Команда Go Mobile решила проанализировать ситуацию на рынке мобильных приложений для доставки готовой еды и продуктов в Казахстане и провела собственное исследование. 

Эксперты оценили 7 приложений для доставки готовой еды и 9 приложений для доставки продуктов по 220+ параметрам, которые разбили на 5 блоков: 

  1. Анализ показателей скачиваний приложений
  2. Анализ функционала приложений
  3. Анализ UX/UI
  4. Анализ продвижения в digital
  5. Анализ ASO

Go Mobile выявили лидеров в каждом блоке и определили победителей в итоговом рейтинге.

Кто стал финалистом, можно узнать в полной версии исследования

Ниже — выводы, которые удалось сделать после анализа приложений. 

География сервисов доставки — крупные города Казахстана

Большинство рассмотренных сервисов есть во всех крупнейших казахстанских городах — Алматы, Астане, Шымкенте, Усть-Каменогорске, Караганде, Таразе и других. В более маленьких городах сервисы доставки встречаются реже.  

Тренд на регионализацию доставки только зарождается в Казахстане — онлайн-магазины и доставка из ресторанов слабо представлены в регионах. И это точка роста для рынка. 

Полезные базовые функции не всегда доступны в приложениях 

Избранное, история заказов и поисковые фильтры встречаются почти в каждом приложении для доставки и значительно ускоряют процесс заказа. Однако некоторые базовые функции встретились только в нескольких приложениях из проанализированных 16. К редким базовым функциям относятся: 

  1. Подсказки ввода в поиске 
  2. Сохранение истории поиска 
  3. Рекомендации других товаров в карточке блюда или продукта 
  4. Бонус за регистрацию или промокод со скидкой на первую покупку 
  5. Круглосуточный режим доставки 
  6. Бесконтактная оплата курьеру

Первые три опции позволяют пользователю сделать заказ быстрее, а последние три улучшают пользовательский опыт и делают заказ еды приятным и простым процессом. Отсутствие этих функций сказалось на количестве баллов у приложений в рейтинге.

В приложениях длинный путь регистрации, но короткий — к основным функциям

5 шагов в среднем нужно сделать пользователю, чтобы зарегистрироваться или перейти к главному экрану в сервисах доставки. 

Первые этапы знакомства с приложением важно сделать короткими, чтобы пользователь захотел остаться в приложении. Длительный процесс регистрации и перехода к главному экрану уменьшает конверсию в целевое действие.

В то же время, чтобы добраться до основных функций приложения (корзины, избранного, поиска), пользователю требуется всего 1-3 шага. Такое количество шагов обеспечивает быстрый заказ, что в свою очередь положительно сказывается на пользовательском опыте.

Facebook* и Instagram* — самые популярные площадки для продвижения в digital 

Платное продвижение

В Facebook* и Instagram* активно продвигаются все сервисы. В соцсетях сконцентрирована основная аудитория приложений по доставке еды, а благодаря таргетированной рекламе ее легко привлекать. Рекламный инвентарь и количество маркетинговых возможностей — от платных постов до нативных интеграций у блогеров — выгодно отличает эти площадки от других. 

SMM-продвижение

Самыми популярными платформами, где игроки занимаются SMM-продвижением, стали Instagram* и TikTok. Благодаря умным алгоритмам ленты в этих двух соцсетях видео могут стать вирусными и продвигаться без вложений. Telegram у сервисов почти не развит, свой канал в мессенджере есть только у 5 сервисов из 16. В этом канале находится многомиллионная аудитория, поэтому игроки теряют возможность привлечь новых пользователей в свое приложение.

Непопулярные площадки для продвижения 

MyTarget и in-app сети оказались наименее популярными источниками трафика. Объяснить это можно тем, что Казахстан не является для myTarget приоритетным гео. А in-app сети не востребованы, так как объем рынка небольшой и еще не вся аудитория задействована в «белых» каналах. 

ASO — зона роста для приложений по доставке

ASO помогает мобильному приложению стать заметнее в сторах и превратить просмотр карточки приложения в скачивание. Эксперты Go Mobile выяснили, как игроки работают с оптимизацией в магазинах приложений — фичерингом, рейтингом, визуальной оптимизацией. 

Фичеринг

Только один сервис из 16 попадал в редакторские подборки в сторах. Фичеринг заметно повышает видимость приложения и увеличивает количество органических установок. 

Визуальная оптимизация

Ни у одного приложения нет видеоролика в магазине приложений. Видеоролик повышает конверсию в установку и улучшает имидж приложения. Он позволяет лучше раскрыть функционал и возможности сервиса.

Игроки редко обновляют графические элементы в магазинах приложений — видео, скриншоты, иконку — и тестируют в них разные подходы. В трети приложений визуальные элементы не обновляются. Обновление важно, так как ежемесячное тестирование графических элементов позволяет стабильно увеличивать CR (Conversion Rate) страницы приложения.

Работа с отзывами

Сервисы в основном обращают внимание на работу с отзывами. Большинство сервисов имеют оценку выше 4,0 в сторе и отвечают на отзывы. Рейтинг — важная часть имиджа, потому что многие пользователи принимают решение о скачивании приложения именно на основе рейтинга.

В Go Mobile подсчитали, что сервисы по доставке готовой еды и продуктов получили в среднем 40 баллов из 99 в разделе ASO. Это говорит о том, что ASO — их зона роста. Игрокам нужно активнее развивать это направление, чтобы достичь лучших результатов в продвижении. Например, пересмотреть работу с ключевыми словами, актуализировать скриншоты и добавить видеоролики, а также чаще тестировать витрину приложения. 

В отчете по ссылке можно посмотреть другие детали и выводы о рынке доставки в Казахстане, а также узнать, кто стал лидером в номинациях «Лучший сервис доставки готовой еды» и «Лучший сервис доставки продуктов».

Партнерами исследования стали Центрально-Азиатская Рекламная Ассоциация (ЦАРА), сайт Tribune, информационный портал Optimism.kz и деловое издание BIZ Media.

*компания Meta признана экстремистской на территории России, ее деятельность запрещена