Интернет-магазин vs маркетплейс: где продавать в 2024 году?

2023-11-03 09:30:23 Время чтения 12 мин 2376

Где лучше продавать товары: в своем интернет-магазине или на популярном маркетплейсе? Оба варианта имеют преимущества и недостатки. А правильный выбор может оказать значительное влияние на успешность бизнеса. В этой статье сравним два формата торговли и попытаемся определить, что же выгоднее: интернет-магазин или маркетплейс.

Интернет-торговля в цифрах

В первом полугодии 2023 года объем онлайн-продаж в России составил 2,7 трлн рублей. По сравнению с тем же периодом предыдущего года эта сумма выросла на 20%. Таковы данные от Ассоциации компаний интернет-торговли.

Чаще всего через Интернет покупают цифровую и бытовую технику, мебель и товары для дома, одежду, обувь, продукты питания, товары для красоты и здоровья.

В чем разница между маркетплейсом и интернет-магазином

Маркетплейс — это онлайн-платформа, на которой разные продавцы размещают свою продукцию. Покупатели выбирают товар и заказывают его у конкретного продавца, не покидая сайт. При этом маркетплейс обычно не владеет товарами, а только предоставляет площадку для продажи и берет за свои услуги комиссию с предпринимателей.

Примеры маркетплейсов: Ozon, Wildberries, Мегамаркет, Яндекс Маркет, Amazon, AliExpress, eBay.

Интернет-магазин — это сайт, который продает товары одного или нескольких производителей. В отличие от маркетплейса, интернет-магазин владеет всем предлагаемым ассортиментом. Также владелец интернет-магазина сам занимается логистикой, решает все вопросы с покупателями.

Примеры интернет-магазинов: Lamoda, М.Видео, Эльдорадо, DNS, Спортмастер, Читай-город.

Можно ли реально заработать на маркетплейсах

Одно из ключевых преимуществ маркетплейсов — их масштаб и доступность для потребителей. Вместо самостоятельного привлечения трафика на собственный интернет-магазин предприниматели получают готовую аудиторию, уже настроенную на покупки. Более того, маркетплейсы обычно имеют готовые инструменты для управления заказами, доставкой и оплатой.

Но «быстрые миллионы» на маркетплейсе это скорее миф, чем реальность.

Пример. Иван решил продавать аксессуары для смартфонов на популярном маркетплейсе. Закупил партию на сумму 10 000 рублей, зарегистрировался, создал карточки и начал продавать. За месяц Иван смог реализовать 30 девайсов на 20 000 рублей. В результате он потратил 10 000 рублей на закупку, 2 000 — на доставку, еще 1 000 — на рекламу. Всего 13 000 рублей. Учитывая, что Ивану еще нужно было заплатить комиссию маркетплейсу, его итоговая прибыль оказалась значительно меньше ожидаемой.

Конечно, кому-то может просто повезти. У кого-то выстреливают трендовые товары. Но в целом прибыльный бизнес на маркетплейсах это кропотливый труд, который требует времени и вложений. Заработок может быть реальным, если вы знаете, как правильно работать с этими каналами. Нужно изучить рынок, определить свою нишу и предложить товары, которые будут востребованы покупателями. Для заполнения карточки нужно сформировать семантическое ядро, грамотно вписать ключевые слова в название, характеристики, описание. А далее потребуются навыки продвижения.

Плюсы и минусы маркетплейсов

✚ Относительно небольшой порог входа. Селлерам не нужно создавать свой сайт или приложение.

✚ Большая аудитория. Маркетплейсы имеют огромную базу лояльных покупателей, даже несмотря на то, что некоторые из них сталкиваются с некачественным, испорченным товаром, проблемами с доставкой. Эти минусы нивелируются большим выбором: в одном месте можно купить практически все.

✚ Возможность продавать по всей стране и за рубеж. У маркетплейсов, как правило, большое количество пунктов выдачи и постаматов, они организуют курьерскую доставку. Для среднего предпринимателя создать такую логистическую систему не под силу.

✚ Услуги «под ключ». Помимо доставки маркетплейсы предлагают сборку и упаковку заказов, хранение на складе, эквайринг. Но, конечно, за весь этот набор нужно платить.

Обычно маркетплейсы предлагают несколько схем сотрудничества. От них зависит, где будут храниться заказы, и кто будет их доставлять. Вот самые распространенные модели:

1. FBO. Продавец заранее отправляет на склад маркетплейса партию товаров. Сбором заказов и доставкой занимается площадка.

2. FBS. Товары ждут своего часа на складе селлера. Продавец сам упаковывает и маркирует заказы, после чего передает на склад маркетплейса для дальнейшей доставки.

3. DBS. Модель, при которой за все процессы от хранения до доставки отвечает продавец.

 Высокая конкуренция. Большое количество продавцов может создать ситуацию, когда покупатели делают выбор, исходя только из цены. Селлерам сложно привлечь внимание, сделать из пользователей постоянных клиентов, завоевать лояльность к своему бренду.

 Комиссионные сборы. Маркетплейсы берут себе процент за проданные товары, который обычно зависит от категории товара и схемы работы (FBO, FBS и др). Для одних товаров комиссия может составлять 2%, для других — 25%. Другие возможные издержки: плата за хранение и логистику, эквайринг, штрафы для продавцов, дополнительные опции.

 Ограниченные возможности управления процессом продажи. Политика маркетплейса может ограничивать некоторые аспекты бизнеса, такие как ценообразование, установление скидок, рекламное продвижение.

 Риск потери клиентов из-за некачественного обслуживания или проблем с доставкой со стороны маркетплейса.

 Условия по выводу вырученных с продаж денег. Не всегда средства можно вывести быстро. Например, продавцы на OZON получают деньги от продаж два раза в месяц. Для досрочного снятия можно воспользоваться платными финуслугами.

 Вероятность того, что маркетплейс в одностороннем порядке внесет изменения в условия сотрудничества с селлерами.

Плюсы и минусы интернет-магазина

Владелец интернет-магазина имеет полную самостоятельность в принятии решений. Он устанавливает свои правила работы, контролирует все процессы, определяет стратегию развития бизнеса. Такая свобода позволяет максимально эффективно использовать свои ресурсы и достигать поставленных целей.

✚ Контроль над ассортиментом. Владелец интернет-магазина сам решает, какие товары будут представлены на сайте.

✚ Возможность контролировать покупательское поведение и маркетинг. Цены можно установить с поправкой на регион, а скидки и промоакции можно устраивать без привязки ко всяким черным пятницам и киберпонедельникам.

✚ Возможность установить более тесную связь с клиентами. В интернет-магазине можно добавить формы обратной связи, онлайн-чат, разместить номер телефона, email, дать ссылки на социальные сети. Можно мотивировать пользователей подписываться на рассылки, смотреть интересный контент о товарах в разных разделах сайта.

✚ Возможность ярко подсветить свой бренд.

✚ Возможность предлагать не только товары, но и свои услуги. Например, производитель швейного оборудования может предложить сервисное обслуживание, а поставщик мебели — замер и сборку.

Вложения в разработку и поддержку сайта. Теоретически создать сайт можно своими силами, но мало кто обладает навыками дизайнера, верстальщика, программиста и копирайтера одновременно.

 Вложения в раскрутку. Чтобы раскрутить интернет-магазин, может понадобиться много времени и значительные инвестиции.

 Полная ответственность за хранение товара, упаковку, доставку, бесперебойное оформление заказа и онлайн-оплату. Ошибка на каком-либо этапе может повлечь убытки и потерю репутации. Также для организации некоторых процессов скорее всего потребуется нанять сотрудников или искать подрядчиков.

 Полная ответственность за обеспечение безопасности, защиту персональных данных клиентов, соблюдение всех законов и нормативных актов.

Какие товары лучше не продавать на маркетплейсах и в интернет-магазинах

В интернет-магазинах действует принцип «разрешено все, что не запрещено». То есть ограничения здесь устанавливаются только законом. Например, нельзя дистанционно торговать алкоголем, табачной продукцией, оружием и некоторыми другими товарами.

Маркетплейсы могут дополнительно вводить свои запреты. Так, на Wildberries нельзя продавать «замороженные и охлажденные пищевые продукты, требующие специальных условий хранения и транспортировки, а также товары с общим сроком годности до 3 месяцев», на OZON — «Ошейники для коррекции поведения животных с электрическим и / или ультразвуковым и / или звуковым воздействием».

В остальном нужно рассчитывать на свою предпринимательскую чуйку, доступную статистику и юнит-экономику.

Известно, что маркетплейсы взлетели за счет масс—маркета. Дорогие товары, узкоспециализированные и B2B-товары зачастую бывают успешнее в интернет-магазинах.

Выходить с таким ассортиментом на маркетплейсы лучше в тестовом порядке. Чтобы проверить, есть ли там подходящая аудитория.

Что лучше: свой интернет-магазин или маркетплейс

При выборе площадки важно учитывать много факторов — от характеристик товара до бизнес-стратегии. Универсального решения здесь нет.

При этом не обязательно ограничиваться лишь одной площадкой. Ведь маркетплейсы и интернет-магазины не исключают друг друга.

Еще один из вариантов: когда на сайте есть каталог товаров, а для заказа пользователей ведут на маркетплейсы. Переход осуществляется сразу на страницу с выбранным товаром. Например, так сделано на сайте компании «Тосол Синтез».

Главное: не просто стартовать в онлайне, а методично и непрерывно развивать свой бизнес в Сети.