У каждого поколения собственные экзистенциальные проблемы. Каковы они у поколения Zобозначил недавно опубликованный отчет YouTube о формирующихся на его пространствах культуре и трендах. В принципе отчет этот (YouTube’s Culture & Trends Report), скорее, не про экзистенциальность, а про когнитивность. Но кто мне откажет в праве увидеть в нем нечто большее.
Среди прочих трендов авторы аналитического творения выделяют неприметную, казалось бы, особенность в поведении пользователей сервиса. Они называют это «The many layers of Fandom», что можно было бы перевести как многоуровневость/многослойность фэндома. Надо понимать, что layers – это слой чего угодно, в том числе и народонаселения. Фэндом, в свою очередь, – это групповое на уровне субкультуры почитание чего-то или кого-то.
Авторы публикации особенно выделяют следующую информацию: «47% представителей поколения Z смотрели видео, снятые фанатами определенного контента, артистами или общественными деятелями за последние 12 месяцев».
Что за кринж?
О чем это вообще - была моя первая мысль, когда я прочла это заключение. На самом деле, тут две ценные новости.
1. Великий исследователь мифологии, можно сказать философ Джозеф Джон Кэмпбелл когда-то охарактеризовал состояние современников, стоящих на пороге цифровой эпохи: «Одна из опасностей современного общества в беспомощности и страстях, которые испытывают люди. Им нужен герой.» Похоже, что беззаботное цифровое поколение Z тоже озаботилось поиском героя. Оно потребляет все меньше всякого шлака в условном TikTok и все чаще оказывается в YouTube. И 47% аудитории в возрасте 18-24 отправляется в YouTube не за клипами, бытовыми мордобоями, авиакатастрофами и т.п., за которыми они заходили сюда прежде. Поколение Zищет слова, которые помогут обрести ориентиры в жизни. Возможно, это связано с тем, что эта аудитория взрослеет. Возможно, с событиями, сотрясающими в последние годы мир и порождающими всевозможные страхи.
2. Люди, пожившие на этом свете, в авторитете держат знаменитостей и всяческих персонажей, увенчанных регалиями, званиями, должностями и капиталами. Чем моложе аудитория, тем значимее для нее содержательность контента, выдаваемого оратором и тем менее значимы его дипломы, должности и банковский счет. Объектом фэндома может стать кто угодно, даже Ден Дыркин из Ордынки, который, к слову, был неплохим инфлюенсером для всяких мутных онлайн казино и им подобных.
Что об этом обо всем думает СhatGPT
Любопытно было поинтересоваться мнением самого известного из искусственных интеллектов о многослойности фэндома. Словно эксперт с отечественного телевизора, ни секунды сумняшеся ChatGPT разродился трактатом, который был многословен, бессмысленен и не имел почти ничего общего с заданной темой. Но это с ним иногда приключается. Впрочем, было там нечто любопытное. ИИ предположил, что разным людям в одном и том же фильме могут нравиться либо сюжет, либо костюмы, либо актеры, либо режиссура. А некоторым фильм и вовсе не интересен, но интересны тусовки вокруг кинотворения или мерч с его героями.
И ведь действительно. Популярный контент очень пестрый и многослойный. Например, все востребованее ораторы, которые сами не рождают ценных мыслей. Они выступают лишь комментаторами других ораторов. И нередко эти комментаторы популярнее тех, кого комментируют.
Про ИИ вспомнила не случайно. Его использование для создания контента в YouTube – это тренд, который авторы отчета называют новинкой.
Многоформатный опыт
Из примечательного стоит отметить тренд, который авторы отчета окрестили многоформатным опытом. В документе утверждается, что пользователям нравится следить за своими информационными избранниками в разных форматах: длинная форма, короткая форма, вертикальное видео, аудио.
В этой связи у меня, кстати, родился вопрос. Когда же, наконец, в России откажутся от пауэрпоинтовского формата подачи аналитики, всяческих отчетов и предложений. Не пора ли повертеть свои презентации по вертикали и горизонтали – по образу отчета YouTube, например.
Всегда ваша Анна Плиска