Накрутка поведенческих факторов: вред, как выявить и защититься

2024-10-18 17:15:50 Время чтения 6 мин 165

От накрутки поведенческих факторов (ПФ), как и от сумы՛, лучше не зарекаться 👀

У нас уже вышла статья о том, что такое ПФ и какими они бывают. В этот раз учим определять, что вас накручивают и как выходить из этих абьюзивных отношений.

Ранее мы рассказали о том, что такое поведенческие факторы (ПФ) и какими они бывают. Почитать можно здесь. В этой статье вы узнаете, какой вред несет накрутка,  как ее обнаружить и что делать, когда конкуренты крутят ПФ для своего или вашего сайта. 

Да-да, если вы думали, что seo – только семантика и ТЗ, то дальше вам будет очень интересно.

Почему вредно

Вес ПФ в Яндексе - это 20% от всех параметров, по которым оценивается сайт. Для Google понятия “поведенческие факторы” официально не существует. 

Накручивая ПФ, вы имитируете действия пользователей в глазах поисковых систем. На какое-то время это выведет вас в ТОП. Но гарантию, что у вас приобретут товар, услугу или ваш блог подсидит VC, вам никто не даст. 

Еще один нюанс –  с накруткой можно переборщить. Сайт накажет поисковая система - вас не будет в ТОПе, пока не исправите ситуацию.

Как найти накрутку у себя и конкурентов

Если конкуренты грамотно крутили ПФ, то вычислить это вы не сможете. Но, если за дело взялся дилетант, мухлеж можно обнаружить на раз-два.

Ни один сайт не может резко начать расти сам по себе. Даже белые методы SEO-оптимизации в редких случаях дают такой буст домену. Поэтому к конкурентам, которые внезапно обошли всех в выдаче, стоит присмотреться.

На графике – резкий рост видимости сайта в результате накруток ПФ, не делайте так.

Выявить накрутку ПФ можно по следующим признакам:

  1. Растет трафик из нецелевых регионов;
  2. Получили предупреждение от модераторов о наличии фильтра в Вебмастере ;
  1. Внезапная смена устройства, с которого идет трафик. Например, если ранее основной поток шел с мобильных, то после накрутки – с десктопов.
  2. Рост роботности по Яндекс Метрике;
  3. Аномальный взлет по единичным запросам через Яндекс Вебмастер, раздел “Поисковые запросы”;
  4. Стремительный рост трафика, но изменений на сайте не было  продолжительное время;
  5. Резкий спад позиций по высокочастотным запросам и снижение видимости. Скорее всего, дело в фильтре за накрутку ПФ, который Яндекс накладывает на сайт если видит неестественные и массовые действия пользователей.

Как защититься от накрутки

От накрутки ПФ, как и от сумы՛, лучше не зарекаться. Она опасна для сайта, вы уже в курсе. Это хорошо.

Но об этом знают и ваши конкуренты. Да начнутся голодные игры!

Обезопасить свой домен можно следующими способами:

  1. Использовать сервисы антифрода (находят и предотвращают манипуляции шулеров на сайте). Это Kraken (подходит только для Рунета), Forensiq и Fraudlogix;
  2. Подключить CloudFlare, Antibot.Cloud или подобные сервисы, которые будут отсеивать ботов;
  3. Обратиться к Платону Щукину (вымышленный персонаж службы поддержки Яндекса, бот). Свяжитесь с ним, но не верьте на слово – всю информацию лучше перепроверить.

Устанавливайте сервисы-антиботы заранее, как только открыли сайт для индексации. Если о способах защиты вы узнали только сейчас, то, возможно, после установки увидите следующие изменения:

  1. Меньше спама по формам обратной связи и скликиваний рекламного бюджета
  2. Снижение отказов, роботности и нагрузки на сервер
  3. Сайт уверенно стал держаться в ТОПе.

Вы вряд ли это заметите, но есть еще один приятный бонус. Конкурентам станет сложнее анализировать ваш сайт и делать аудиты. Сможете сохранить некоторые секреты продвижения в тайне (только без криминала!).

Понять, какой сервис подходит вам, можно только опытным путем. Желательно тестировать раз в два-три месяца, пока не найдете то, что нужно. 

Я сделал, как вы сказали, но ничего не поменялось

Если вы были под фильтром, последовали всем нашим советам и заметили, что ботов стало меньше, нажмите на кнопку  “Я все исправил” в Яндекс Вебмастере. 

Сайт отправят на повторную модерацию и с большой вероятностью снимут ограничения.