Всё когда-то случается в первый раз, и решение руководства подарить на ближайший праздник корпоративные сувениры клиентам или коллегам 一 не исключение. Даем краткую инструкцию, что делать, если эту ответственную миссию возложили на вас первый раз в жизни. Собрали советы, как составить и обосновать бюджет, рассчитать количество, выбрать и заказать подарки.
Обычно при составлении бюджета специалист действует в рамках одного из двух вариантов:
Если в первом случае главная задача ー грамотно распределить имеющиеся деньги между всеми категориями одариваемых, то во втором ー придется решить, какую сумму вообще уместно потратить на подарки.
В самом общем случае изготовление рекламной продукции (к которой также относят корпоративные подарки) должно укладываться в 10% маркетингового бюджета (или 0,3-0,5% от доходов компании). Однако если раньше ваш бизнес вообще не инвестировал в корпоративные сувениры, есть вероятность, что сумму в районе верхней границе этой планки вам могут не согласовать.
Самый простой случай, если вы дарите подарки всем сотрудникам компании: нужно просто запросить штатное расписание. Не забудьте про удаленных коллег, даже если они по каким-то причинам не оформлены официально. Ваши забота и признательность важны для них не менее, чем для коллектива в офисе.
Более сложная задача ー подготовить выборку клиентов, которых планируете поздравлять. Обычно для этого специалисты сегментируют контрагентов по среднему чеку или марже, которую они принесли компании. Имея такую информацию, исполнителю проще определиться не только со списком одариваемых, но и с бюджетом на каждого человека.
Другой подход: делить контрагентов не по чеку, а по деловой активности. Например, выделить категорию постоянных клиентов, новых клиентом (начали заказывать только в этом году и сделали несколько заказов) и «спящих клиентов» (давно ничего не заказывали), которым пора бы напомнить о себе. Такие градации помогут не только подсчитать количество подарков, но и обоснованно разделить бизнес-сувениры по категориям.
Если идей нет совсем, к тому же с бюджетом до сих не появилось ясности, можно начать с анализа действий конкурентов. Мы не предлагаем засылать к ним шпионов: просто полистайте соцсети крупнейших игроков вашей отрасли. Наверняка они готовят корпоративные подарки уже не один год и рассказывают об этом подписчикам. Даже если у вас не сопоставимые бюджеты, такой анализ уже даст понимание, в какую сторону двигаться.
Фиксируйте все пришедшие в голову идеи, чтобы потом рассортировать их по категориям:
При подборе подарков старайтесь соблюдать баланс между пользой подарка и эмоциями при его получении. В зависимости от вашей целевой аудитории одна или другая сторона может перевешивать: например, людям, у которых все есть, гораздо интереснее подарки с вау-эффектом.
Проверяйте каждую позицию на соответствие бюджету. А если суммы по бюджету еще нет, то сейчас самое время осметить несколько самых интересных вариантов. Возможно, разница в цене подскажет вам, какой подарок стоит выбрать.
В зависимости от занятости вашего шефа и его погруженности в тему имеет смысл придерживаться одной из тактик:
Если ваши идеи критикуют коллеги или руководство, не расстраивайтесь сразу: иметь разное мнение ー это нормально. Еще никогда идею корпоративного подарка не принимали всем коллективом единодушно. Посовещавшись с оппонентами, вы сможете сформулировать вариант, который устроит большинство или, по крайней мере, одобрит руководство.
Выбирая подрядчика, не забудьте обратить внимание на два момента:
Только уточнив у потенциальных партнеров все тонкости, можно с уверенностью выбрать оптимальный вариант. Осталось получить точную смету Не забудь добавить к исходному количеству хотя бы 10%: в последний момент может выясниться, что какого-то важного клиента не учли в смете.
Поздравляем: вы готовы размещать свой первый заказ на корпоративные подарки. Желаем, чтобы весь дальнейший процесс прошел гладко: образцы соответствовали вашим ожиданиям, фабрика изготовила партию точно в срок, а груз не задержался в пути. У нас в Megamind так обычно и происходит.