Полезные советы по созданию уникального и привлекательного мерча для бизнеса

2024-01-30 13:16:01 Время чтения 10 мин 551

Мнение генерального директора компании Portobello Владимира Мазура

Мерч сегодня - один из инструментов в арсенале предпринимателя, который может как повысить уровень узнаваемости компании, так и навредить репутации предприятия. Любой инструмент требует каких-либо знаний и умений в руках того, кто им пользуется, и корпоративный мерч - не исключение. Так, согласно исследованию сервиса «Анкетолог» вещи с корпоративной символикой компаний есть у 56% опрошенных. К тому же, смысловые концепции HR-бренда все активнее используются при создании мерча. Давайте разбираться, какие виды брендированных продуктов и стратегии их распространения принесут бизнесу наибольшую выгоду. 

Полезный мерч - выгодный мерч

Для начала хотелось бы отметить три главных правила хорошего мерча, при которых он будет “работать”. Соблюдение хотя бы двух из основных условий обеспечит продукту популярность.

Во-первых: качество. Дело в том, что получив от своего работодателя футболку сомнительного качества или не пишущую шариковую ручку, вы скорее ее передарите или использовать не будете.

Второе: практичность. Товар высокого качества, который вы явно использовать не будете, все еще можно отдать или передарить, однако цель предпринимателя ведь не в этом, верно? Около 5-8 лет назад было популярным создавать в качестве мерча брендированные зажигалки, часть из которых была подарена людям, которые не курят и не используют зажигалки в повседневной жизни. 

Соответственно, формула очень простая: бизнесмену нужно понимать, что сотрудник будет использовать только то, что будет обладать для него приемлемым качеством и практической пользой.

Третий фактор успеха: “вау-эффект”. Иногда хорошего дизайна и грамотного концепта хватает, чтобы привлечь внимание коллектива. Рассмотрим пример: в частной художественной галерее владелец дарит сотрудникам брендированные ежедневники с принтами известных картин галереи: казалось бы, пример с ежедневниками стандартный, допустим, что они обладают необходимым качеством и пользой, но в первую очередь они привлекают внимание именно концепцией и дизайном, который не только имеет отношение к сотрудникам галереи, но и ярко выделяется на фоне схожих товаров в сувенирном магазине. 

Видовое разнообразие

Давайте кратко пройдемся по наиболее популярным и выгодным вариантам мерча, чтобы составить общую картину: оговорюсь, что каждая компания индивидуальна, на этот краткий список можно ориентироваться, размышляя какой именно тип мерча вам нужен, однако не стоит забывать о целесообразности и финансовой стороне вопроса. 

Первое: конечно же, футболки с логотипами компании или принтами. Это по праву один из самых популярных видов корпоративных продуктов, так как это не очень дорого, сразу же бросается в глаза стороннему наблюдателю, делая из ваших сотрудников ваших амбассадоров. Однако тут сразу нужно учесть один момент: не стоит предлагать покупателю или сотруднику то, что уже вышло из моды и является антитрендом. Например, приталенные модели футболок с короткими рукавами постепенно уступают одежде формата “оверсайз”. 

Второй классический вариант - кружки, термокружки и спортивные бутылки, особенно в условиях работы в офисе. Вашему сотруднику будет приятно заваривать чай или потягивать горячий кофе из личной кружки в течение рабочего дня, а термокружка или спортивная бутылка с вашим логотипом может успешно привлечь внимание окружающих как в спортивном зале, так и в туристической поездке. Здесь тоже существуют определенные тонкости: сегодня не стоит размещать принт с фото сотрудника на кружке. А вот лаконичный девиз, логотип или какая-нибудь локальная (но понятная сотрудникам) внутренняя шутка вашего коллектива - отличный вариант. 

Третий классический вариант - ежедневники и записные книжки. Товар, который использует почти каждый, при том что существует возможность модульного дизайна и широкий выбор компонентов для изготовления. Этот подарок хорош тем, что его можно подобрать индивидуально для каждого сотрудника. Например, если человеку нравятся изделия из натуральной кожи, вы можете подарить записную книжку из кожи. Если ваш коллега любит маленькие карманные записные книжки, которые легко убрать в пальто или пиджак - вы вольны заказать именно такой тип продукта, и так далее. Правда здесь тоже есть “подводные камни”: важно подобрать такой дизайн, чтобы цвет основного материала обложки не сливался с надписью или логотипом. Сегодня в моде однотонные ежедневники, так что здесь необходимо соблюсти тонкую грань: ваш логотип или девиз должен соответствовать общему дизайну обложки, но быть читаемым и понятным. 

Дальше следует вспомнить еще несколько классических вариантов: это брелоки и авторучки. Если брелок это ваша маленькая реклама на ключах вашего работника, то ручка - инструмент для работы. Оба этих товара имеют лишь одно важное требование: и ручка, и брелок должны четко отсылать конкретно к вашей компании, но эти самые отсылки должны быть при этом заметны. Длинные фразы и цитаты здесь неприемлемы, а вот логотип или маскот подойдет великолепно. 

Теперь давайте обратим внимание на менее очевидные варианты: это, в первую очередь, зонты. Хорошо произведенный качественный зонт с логотипом вашей компании автоматически делает любой дождь и снегопад вашим рекламным партнером. Конечно, в крупных количествах такой вид мерча может быть дорогим, однако пользу зонта в осенний ливень сложно переоценить. Тут, как и всегда, тоже есть некоторые особенности. Дарить, например, зонт людям в солнечной Астрахани, Махачкале или Атырау, где дожди бывают не часто - не очень правильный выбор. А вот если вы работаете в дождливом Петербурге или в снежном Мурманске - коллеги скажут вам спасибо, получив такой подарок, а ваш логотип на зонте регулярно будет рекламировать вашу компанию на протяжении всего осеннего сезона. 

Второй не самый очевидный вариант - компьютерная мышь и флеш-накопитель. Если речь идет о государственном учреждении, частной бухгалтерии, адвокатской конторе или  IT-компании - мышь или флешка являются подарком универсальным, используемым и популярным. Правило здесь тоже, что и с брелоками и ручками: лаконичное изображение или краткий девиз, что будет заметен, но при этом будет явно ассоциироваться с вашей компанией. 

Рекламная ложка дегтя в брендированной бочке меда 

Существуют несколько важных правил, которые применимы ко всем вышеописанным вариантам мерча. Старайтесь не нарушать их, чтобы ваш мерч был интересен и вашим сотрудникам, и привлекал при этом взгляд посторонних. 

Категорически нельзя указывать развернутую контактную информацию предприятия на корпоративных продуктах. Вашим коллегам не понравится быть бесплатной «ходячей рекламой», поэтому номер телефона и адрес наносить на свой мерч неправильно, так как вы рискуете получить промо-одежду вместо приятного корпоративного подарка. Если вы считаете, что какая-то контактная информация должна быть, то выполнить эту задачу можно путем нанесения QR-кода. Быстрый, простой, элегантный и эффективный способ решить данную проблему. QR-код не занимает много места, большинству людей интуитивно понятно, как использовать данную технологию, а заинтересованный потенциальный клиент или сотрудник сразу же попадет к вам на сайт, где легко отыщет необходимую контактную информацию. При этом, вместо ссылки на сайт вы можете разместить ссылку, например, на ваш телеграмм-канал или иной источник в социальных сетях. 

Второе правило: следование общим трендам дизайна. Мода меняется постоянно, в том числе и в дизайне. Сегодня популярен минимализм, вчера были популярны  яркие, кричащие цвета, а что будет популярно завтра - предугадать может не каждый специалист. Совет очень прост: старайтесь попасть в тренд, дарите своим коллегам актуальные вещи, которые не вызовут у простого прохожего вопрос “из какого века этот рюкзак?”.

Помните, правильно подобранные товары показывают заботу компании о своих клиентах и единомышленниках.