В настоящее время производство автомобилей требует их оснащения различными электронными системами, которые призваны повысить комфорт, удобство управления и, прежде всего – безопасность. К тому же, современные «умные» системы призваны облегчить труд работников автосервисов, подсказывая, где именно произошел сбой.
Каждая подобная «умная» система управляется микроконтроллером, который принимает и обрабатывает информацию от автомобильных датчиков и выдает нужные команды на соответствующие двигатели и соленоиды. Эти периферийные контроллеры связаны с головным компьютером посредством бортовой сети.
Специалисты говорят, что внутри неэлектрического (бензинового) автомобиля можно насчитать более 1000 микроконтроллеров, а в электрическом – в два раза больше!
Электронные блоки управления включают микроконтроллеры, предназначенные для управления различными специфическими функциями автомобиля, а для этого этот микрочип должен иметь особое программное обеспечение или прошивку.
Получая информацию и команды от датчиков, электронные блоки управления, встроенные в различные части автомобиля, в зависимости от их функции, и действуют, отправляя команды реле и исполнительным механизмам, чтобы они запускали необходимые опции управления.
Производство микроконтроллеров для автомобильной промышленности развито сейчас во многих странах, Россия – не стала исключением.
Воронежские инженеры могут похвастаться своими разработками: новый двухъядерный 32-разрядный контроллер, можно использовать в АСУ ТП, индустриальных системах и автоэлектронике.
Изделие представляет собой систему на кристалле, содержащую два универсальных 32-разрядных процессорных ядра архитектуры RISC-V, встроенную энергонезависимую память объемом 4 Мбайт, широкий набор универсальных и специализированных устройств и периферийных интерфейсов.
Другая разработка НИИ электронной техники представляет собой СБИС 32-разрядный микроконтроллер, предназначенный для промышленных и потребительских приложений, включая системы дистанционного мониторинга, контрольно-измерительные приборы, системы автоматизации производственных процессов, автомобильную электронику, а также устройства с батарейным питанием.
В состав микроконтроллера К1921ВГ015 входит широкий набор цифровой и аналоговой периферии, поэтому, он может применяться в различных системах цифровой обработки сигналов, в том числе, требующих точных аналогово-цифровых преобразований, в системах управления и сбора информации.
Есть блоки АЦП сигма-дельта, АЦП последовательного приближения с интерфейсом к контроллеру прямого доступа к памяти, модуль захвата/сравнения, блоки кодирования информации, блок RTC, два блока ОЗУ на 256кБ и 64кБ, блок контроля вскрытия и др.
Микроконтроллер содержит домен батарейного питания, в который входят периферийные блоки: RTC, аналоговые компараторы, блок контроля вскрытия, дополнительное ОЗУ 64КБ, независимый сторожевой таймер. Периферийные блоки, входящие в состав домена батарейного питания, позволяют осуществлять контроль вскрытия корпуса системы, отсчитывать временные промежутки и сохранять информацию при отсутствии основного питания.
Новое изделие имеет встроенную Flash-память программ объемом 1 Мбайт, которую можно использовать для хранения и загрузки пользовательского программного обеспечения.
Каждый микроконтроллер содержит уникальный идентификационный номер ID, состоящий из 128 бит.
Система тактирования позволяет использовать различные источники тактового сигнала, что позволяет расширить набор применений и решаемых задач пользователя. Существует возможность гибкой настройки тактовых сигналов для блоков периферии.
Обе новинки созданы в Научно-исследовательском институте электронной техники в рамках нового комплексного проекта «Разработка и освоение в серийном производстве серии 32-разрядных микроконтроллеров» с использованием программы субсидирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252.