Читая мотивационную книгу или просматривая вдохновляющий фильм, мы часто встречаемся с новыми знаниями и идеями, которые хотим запомнить и занести в заметки телефона. Чаще всего таких заметок становится слишком много, мысли путаются, а инсайты, о которых мы должны помнить, вылетают из головы и остаются где-то в памяти мобильного устройства.
Чтобы структурировать свои заметки и сгенерировать новые идеи, некоторые люди пользуются системным методом организации мыслей и заметок Zettelkasten. Как его применять на практике, рассказала Елена Королева, digital-стратег Demis Group.
Данный метод разработал немецкий ученый в области социологии Никлас Луман. В процессе своей научной деятельности социолог обратил внимание, что заметками эффективнее всего пользоваться, когда они структурированы не в хронологическом и иерархическом порядке в разных местах, а под определенными порядковыми номерами. Чем больше заметок и объема информации, тем проще их расформировать на отдельные подкатегории в формате библиотечного каталога.
Его метод заключался в записи каждой идеи на отдельной карточке с указанием источника и порядкового номера. Все карточки с заметками разделялись на конкретные темы с отсеками. В каждой теме было множество карточек с номерами 1, 2, 3.. Если у Лумана рождалась новая идея, связанная, например, с карточкой 1, то этой идее присваивался номер 1/1 и так далее. И когда возникала необходимость обратиться к той или иной теме, автор начинал искать поиск вдохновения не с начала, а с конца карточек, где записаны расширенные и преобразованные идеи. Со временем архив с заметками превращается в генератор идей в различных обстоятельствах и тематиках.
Его гениальный способ систематизации записей и заметок позволил ему написать десятки книг и сотни научных статей.
Существуют сведения, что у Никласа было собрано две обширных картотеки: одна с заметками из прочитанной литературы с указанием источников, а вторая с собственными идеями и мыслями.
Несмотря на то, что метод был открыт в прошлом веке, и у людей уже нет возможности и желания собирать огромные картотеки у себя дома, воспользоваться способом систематизации заметок можно и в наших реалиях.
Как показывает время, чаще всего методом систематизации и работы с заметками Zettelkasten пользуются специалисты в творческих, креативных сферах. Ведь им постоянно требуется “глоток свежего воздуха” и поиск новых нестандартных идей. Обычно используют принцип картотеки дизайнеры, рекламисты, стилисты, писатели-копирайтеры и другие люди в смежных специальностях. В бизнес-индустрии предпринимателям также можно попробовать данную методику, так как после деловых встреч или партнерских совещаний возникают смешанные инсайты в голове, которые нужно выплеснуть на бумагу или в свой ежедневник.
Если говорить о команде сотрудников в компании, то при проведении мозгового штурма, активных дебатов и дискуссий можно также записывать все возникающие идеи на небольшие листочки, затем рассортировывать и складывать их на взаимосвязанные категории в конкретные тематики.
Метод Zettelkasten эффективен при написании научно-исследовательских, курсовых, дипломных и других видов объемных работ. Из-за необходимости анализировать различные сторонние ресурсы и выделять идеи других ученых исследователей стоит воспользоваться методом картотеки и сэкономить время на поиски каждой отдельной заметки.
Методика ученого Никласа Лумана Zettelkasten создана для упрощения работы с большим количеством заметок, эффективного поиска взаимосвязи каждой мысли в перспективе генерации свежих идей. Метод подойдет терпеливому, кропотливому человеку, готовому работать с большим объемом текста и структурируя по категориям всю информацию. Принцип поможет не только одному человеку, но и целой профессиональной команде в бизнесе и других сферах для разработки креативных решений и организации всех уже имеющихся идей. На сегодняшний день нет необходимости собирать вручную огромные картотеки с тысячами заметок, как это делал сам Луман. Достаточно лишь иметь мобильные устройства с большим объемом памяти и удобные приложения для структуризации заметок.