Генеральный директор компании «Синтерра Медиа» Григорий Урьев рассказал, какие преграды встречает генеративный искусственный интеллект на своем пути.
По данным аналитиков Gartner, генеративный ИИ (Generative AI) станет применяться в 90% организаций по всему миру уже в ближайшие два-три года. Однако популярность ИИ – вопрос полемический. У бизнеса все еще нет четких моделей монетизации технологии, а сам бизнес практически не применяет ее в основных бизнес-процессах.
Основной блок составляют технологические преграды. Сюда входят недостаток современных серверов и вычислительных мощностей, проблемы с доступом к большим данным, ограниченные отечественные разработки. В основном это связано с введенными санкциями в отношении России, экономической нестабильностью, влияющей на ограниченное финансирование и бюджетирование на инновации, а также с усиливающимся госрегулированием, вставшим на путь импортозамещения.
При этом новые технологии необходимо интегрировать с существующими ИТ-системами и ИТ-инфраструктурами, а для этого требуется, в том числе провести значительные изменения в структурах и процессах компании. Также стоит отметить качество локальных данных и их доступность для обучения моделей ИИ (к примеру, отсутствие достаточного объема качественных данных для обучения генеративных моделей).
Кроме того в силу начала популяризации данной технологии пока еще наблюдается высокая стоимость внедрения в целом технологий ИИ и необходимости значительных инвестиций в инфраструктуру и оборудование. Также на данный момент еще недостаточно методологий для измерения возврата на инвестиции в ИИ, а отсутствие гарантий успеха вызывает скептицизм у бизнес-руководителей.
Для скорейшего внедрения генеративных технологий необходимы расширенные программы субсидирования, которые будут стимулировать внедрение ИИ, разработка стратегических программ и инициатив на госуровне. Важно решить вопросы с правовыми последствиями использования технологии, защитой интеллектуальной собственности и лицензированием ИИ-технологий.
Отраслевым компаниям и академическим институтам необходимо сотрудничать, а не закрываться от всех остальных в вопросах разработки и внедрения ИИ, делиться концептами и идеями. Выступая на ПМЭФ-2024, президент России Владимир Путин говорил, что «к 2030 году предстоит сформировать цифровые платформы во всех ключевых отраслях экономики и социальной сферы». "Синтерра Медиа" уже развивает национальную медиаплатформу, которая комплексно решает задачи по созданию, обработке, доставки контента и раздачи потокового видео. В периметр такого единого медиапространства вошли отечественные производители решений, инфраструктурные операторы, медиакомпании. Это позволит, в том числе быстрее развивать и совершенствовать новые технологии, включая и генеративный искусственный интеллект.