Как зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсах: пошаговый гайд с чек-листом

2024-06-28 12:47:18 Время чтения 12 мин 60

Как и зачем начинающим селлерам регистрироваться для работы на маркетплейсах, как сделать это выгодно и какую форму налогообложения выбрать. 

Все это разбираем сегодня в этой статье.

Первый шаг, который должен сделать начинающий предприниматель, — зарегистрировать бизнес. 

Какие формы работы вообще существуют: 

— Самозанятость — подходит мастерам, производящим изделия ручной работы: украшения (без драгоценных камней и металлов), шкатулки, статуэтки, текстильные и вязаные изделия, не требующие маркировки в системе Честный знак. Подробнее об этом читайте в статье.

— ИП — наиболее оптимальное решение: можно торговать как продукцией собственного производства, так и заниматься перепродажей любых товаров (разрушенных для продажи на маркетплейсах). 

— ООО — подойдет тем предпринимателям, которые запускают совместный бизнес. Такой формат предусматривает больше сложностей, связанных с налоговой отчетностью, но позволяет иметь больший финансовый оборот, чем ИП и самозанятость.

Как мы выяснили выше, физлица не могут стать селлерами, торговать можно только индивидуальным предпринимателям, организациям и самозанятым. Начиная свой бизнес-путь на маркетплейсах, большинство выбирают между самозанятостью и ИП. 

Во многом эти модели схожи: минимум документов и отчетности, а при необходимости закрыть бизнес достаточно просто. 

Но все же есть и ощутимая разница. В первую очередь в масштабе бизнеса. Если самозанятым разрешено продавать только товары собственного производства, то индивидуальный предприниматель может расширить свой ассортимент, перепродавая товары других производителей. 

И это, конечно, помогает прийти к большим результатам: бОльшие обороты — бОльшие доходы.

Чем можно торговать на маркетплейсах, выбирая самозанятость? 

Например, самодельные украшения, но перепродавать чужие украшения — нет. Только то, что вы лично производите. 

Ну и еще один минус самозанятости — годовой доход — не может превышать 2,4 млн рублей. 

ИП же может продавать свои собственные самодельные украшения, либо заключить контракт с подрядчиком для перепродажи их изделий. Ограничений ни на ассортимент, ни на годовой доход в данном случае нет. 

Если сравнить ИП и ООО — во втором случае нужно ежемесячно сдавать отчетность, платить НДС в размере 20%. И лучше, чтобы этим занимался специально обученный человек. Самому, не имея нужных знаний, разобраться в этих вопросах не так просто.

Разница между ИП и самозанятостью наглядно: 

Что можно продавать ИП: Любые товары

Что можно продавать самозанятым: Товары собственного производства 

Отчетность для ИП: Декларация по УСН раз в год — если нет сотрудников.

Справка 6-НДФЛ, РСВ, персонифицированные сведения по физлицам и ЕФС-1 — если есть сотрудники 

Отчетность для самозанятых: нет 

Наем сотрудников ИП: Можно по трудовому договору. 

Наем сотрудников самозанятым: Можно, но нельзя по трудовому договору

Ограничения по доходу ИП: Нет

Ограничения по доходу самозанятым: 2.4 млн руб в год 

Минимальный первоначальный капитал ИП и самозанятых: 0. 

Документы при регистрации ИП: Заявление, паспорт, СНИЛС 

Документы при регистрации самозанятости: Паспорт

Можно ли работать с партнерами ИП: Нет 

Можно ли работать с партнерами самозанятым: Да

ИП можно работать по моделям: FBY, FBS, Экспресс, DBS

Самозанятым можно работать по моделям: FBS, Экспресс, DBS

Наша компания Resellup уже больше 2 лет успешно работает на маркетплейсах. Только за 2023 год основатель компании Максим Воробьев вместе с 70+ партнерами сделали на WB оборот в 2,5 млрд рублей. И ни разу не запускали ни одной рекламной кампании, только на органике маркетплейсов и без оптовых закупок товара. 

И все это благодаря уникальной методике, по которой мы развиваемся на маркетплейсах. 

Подробные условия сотрудничества, нашей методики и живое интервью с нашими коллегами партнёрами + их цифры – всё в статье в разделе "О Блоге"

С чего же начать регистрацию бизнеса на маркетплейсах? 

Первым шагом — необходимо выбрать коды ОКВЭД и систему налогообложения. И это важно сделать до того, как подадите документы на регистрацию ИП. 

ОКВЭД — это Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, в котором все виды деятельности обозначены числовыми кодами. 

Система налогообложения определяет порядок и размер налоговых платежей.

И выбор этих двух пунктов нельзя пропускать, чтобы потом не было проблем с налоговой, а все документы были оформлены правильно.

Выбранный ОКВЭД нужно вписать в заявление на регистрацию ИП — для того, чтобы налоговая, Росстат и банки понимали, от чего вы получаете доход.

Какой код выбрать для работы на маркетплейсах? 

Так как МП — продажа через интернет и почту — в качестве основного кода лучше указать код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет».

В ОКВЭДах ошибаться нельзя. Платежи должны соответствовать заявленному бизнесу. В противном случае это чревато ограничениями операций по расчетному счету.

В процессе работы и незначительных изменений условий коды можно без ограничений менять и дополнять. Главное — в течение 7 дней оповестить об этом налоговую.

Какую выбрать систему налогообложения для работы на маркетплейсах?

Индивидуальные предприниматели могут использовать два налоговых режима:

— Основную систему налогообложения (ОСНО)

— Упрощенную систему налогообложения (УСН).

Выбирая ОСНО, важно понимать, что в этом случае нужно вести налоговый учет и уплачивать 20% от прибыли и до 20% добавленной стоимости товара (в зависимости от категории товара).

По этой системе селлер платит больше налогов, но при этом нет ограничений по прибыли и количеству сотрудников.

Но все же на маркетплейсах выгоднее использовать УСН: нет налогов на доходы физических лиц, НДС и налога на имущество.

К тому же, по УСН можно выбрать налоговый режим: 

— «Доходы минус расходы» — ставка 15% с прибыли

Этот вариант выгоден селлерам, у которых в штате есть бухгалтер, а расходы — более 60% от доходов. Чтобы уменьшить налоговую базу, расходы нужно подтвердить закрывающими документами:

  1. актами выполненных работ,
  2. товарными накладными,
  3. чеками,
  4. квитанциями.

— «Доходы» — ставка 6% со всех доходов от продаж.

Здесь меньше работы с документами. Не нужно учитывать расходы. И общая налоговая нагрузка меньше. 

Но важный момент — по режиму «Доходы»не получится вычесть расходы на услуги маркетплейса и на закупку товара. Доходом считается вся выручка от продажи, а не выведенные на счет деньги.

Как это наглядно работает:

Вы закупили товар на 370 000 рублей. Продали через маркетплейсы на 300 тысяч. 11% с доходов — заплатили маркетплейсу, 20 000 рублей потратили на упаковку и хранение на складе. 

Если работаете по системе «Доходы», получается:

6% × 370 000 = 22 200 рублей.

Если работаете «Доходы минус расходы» — 

370 000 − 300 000 − 11% × 300 000 − 20 000 = 42.300

15% × 42 300 = 6 345 рублей.

Как видно на этом примере, выгоднее работать по УСН «Доходы минус расходы».

Где подать документы на регистрацию ИП

— на сайте Федеральной налоговой службы;

— личное посещение налоговой по месту регистрации;

— в МФЦ по месту регистрации;

— через Госуслуги;

— через банк;

— через нотариуса.

Что делать после регистрации ИП

Открыть расчетный счет, зарегистрироваться на маркетплейсе, заплатить страховые взносы и разобраться с отчетами.

Имейте ввиду, что если регистрировать ИП через банк — расчетный счет будет открыт через 1−3 дня после внесения данных в ЕГРИП. Если регистрироваться через ФНС или «Госуслуги» — счет открывается в любом банке для бизнеса самостоятельно.

Чек-лист: как зарегистрировать ИП

Зарегистрировать ИП для торговли на маркетплейсе можно в четыре шага:

— Выбрать коды ОКВЭД. Продавцам маркетплейсов нужно указать код 47.91 «Торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет» и по желанию другие коды.

— Выбрать систему налогообложения — это поможет оптимизировать расходы. Индивидуальным предпринимателям на маркетплейсах выгоднее работать по УСН. Главное — выбрать подходящий вид «упрощенки»: «Доходы» или «Доходы минус расходы». На УСН «Доходы» платят 6% с дохода, а на УСН «Доходы минус расходы» — 15% с прибыли.

— Собрать документы: паспорт и СНИЛС. При регистрации через сайт ФНС или «Госуслуги» нужно зарегистрировать КЭП.

— Подать документы на регистрацию ИП и дождаться решения. Простой и бесплатный способ — обратиться в банк, который предлагает услуги регистрации ИП. За вас подготовят документы и откроют счет.

Чтобы выгоднее начать бизнес на маркетплейсах в 2024 году — после регистрации ИП стартовать быстрее и проще по системе нашей компании Resellup. Где даже с небольшим бюджетом на старте в течение 3-6 месяцев наши партнеры выходят на чистую прибыль. 

Подробные условия сотрудничества и живое интервью с моими коллегами партнёрами + их цифры – всё в статье в разделе "О Блоге"