С учетом геополитических изменений Дальний Восток стал перспективным регионом для российской логистики. Западные рынки закрылись для страны, а потому бизнес ищет новые пути и новых партнеров. «Разворот на восток» стал необходимостью нынешних реалий, но вместо постепенного многолетнего процесса все приходится делать в сжатые сроки. Это влечет за собой как плюсы, так и минусы, о чем мы подробно расскажем ниже.
Из-за событий последних лет логистика Дальнего Востока вынуждена развиваться буквально в режиме реального времени. Причина тому как многочисленные санкции против России, так и неспешность самого процесса в «досанкционные» времена. Сейчас приходится догонять то, что было упущено годами ранее.
Дальний Восток играет ключевую роль в постоянном грузопотоке между РФ и странами Восточной и Юго-Восточной Азии. У региона выгодное географическое положение, благодаря чему можно значительно сократить путь и себестоимость товаров. Например, до 2022 года большая часть грузов доставлялась через порты северо-запада страны или юга. На такой крюк уходит много времени и ресурсов, а значит – и денег. С учетом того, что бизнес активно осваивает восточные рынки, естественным решением будет организовать хаб как можно ближе.
С 2022 года активно формируются новые логистические маршруты через Дальний Восток. Появились новые пути – Вьетнам, Филиппины, Малайзия, Индонезия, несколько новых портов в КНР, расширилась проторенная дорога в Китай. В 2023 году транспортными компаниями была открыта контейнерная линия между Санкт-Петербургом и основными китайскими портами через Суэцкий канал. При этом заходов в порты Европы нет. Сейчас линия нагружена на 100%, облегчив поток по железной дороге.
Естественно, что под эти процессы пополняется как флот, так и контейнерный парк. Также полностью реконструирован терминал станции Забайкальск, на который приходится до 30% сухопутного потока товаров между Россией и Китаем. Строятся новые контейнерные терминалы – в Свердловской, Кемеровской областях, а также в Приморском крае. Есть планы по расширению морского контейнерного терминала в том же Приморском крае – в бухте Врангеля появятся новые контейнерные причалы, складские помещения и железнодорожная инфраструктура.
Все это – необходимость в условиях возросшего грузопотока. Так, в 2022 году Владивостокский морской торговый порт и порт Восточный вошли в тройку лидеров среди отечественных контейнерных терминалов. В 2023 году порты Приморского края составили до четверти от общего оборота грузов гаваней России. Выросла нагрузка на железные дороги ДФО – в 2022 году она увеличилась на 7% в сравнении с предыдущим годом, а за восемь месяцев 2023 года – на 6,7%. Вместе с тем решено развивать и другие пути Дальнего Востока – большие суммы инвестиций направлены на БАМ и Транссиб, чтобы сократить время доставки товаров.
Если подытожить, то Дальний Восток начинают осваивать семимильными шагами, превращая в полноценный хаб в сообщении с другими странами. Сейчас это один из самых перспективных регионов для грузоперевозок за рубеж – и с годами его значимость будет только увеличиваться. В этом кроется другая проблема, о которой поговорим ниже.
В настоящий момент транспортное сообщение ДФО развито далеко не так сильно, как на западе страны. Многим областям региона банально не хватает инфраструктуры, а уже существующие пути могут не справляться с увеличением объема перевозок. Например, сегодня пропускная способность БАМ и Транссиб всего 140 млн тонн груза в год, тем временем как эта цифра уже должна быть хотя бы на уровне 284 млн тонн.
Также ощущается нехватка складских помещений – груз попросту негде распределять для дальнейшей транспортировки. Не хватает и рабочих рук для обслуживания инфраструктуры.
Очень сильная нагрузка идет на железнодорожные пути – например, в 2023 году при провозной способности в 173 млн тонн потребность была в два раза выше. Это создает большие проблемы для грузоперевозок – товар простаивает, продавцы и перевозчики несут убытки, несколько производств даже оказались на грани остановки. Есть проблемы с пунктами пропусков на границе – их не хватает, а поток грузов только нарастает. Грубо говоря, регион и инфраструктура оказались не готовы к своей новой роли.
В первую очередь будут расширять пропускную способность путей к портам Приморья для импорта и экспорта товаров. Кроме того, ведутся работы по увеличению провозных способностей железных дорог региона – эта цифра должна вырасти до 173 млн тонн грузов. Проект осуществляют в три этапа – первый уже подошел к концу, второй завершат в 2025 году, а третий – до 2030 года. Ожидается, что к завершению работ пропускная способность вырастет до 255 млн тонн.
Также необходимо автоматизировать таможенные процедуры, ввести электронный документооборот, перестроить взаимодействие структур для сокращения бюрократических процедур. Все это позволит значительно сократить время оформления грузов, не задерживая их на пунктах пропуска, а следовательно, удешевив перевозки. Некоторые работы в этом направлении уже ведутся – например, наращивается штат сотрудников, модернизируется оборудование.
В первую очередь обратите внимание на тех перевозчиков, что уже несколько лет работают по нужным вам маршрутам – например, на нашем сайте вы можете заглянуть во вкладку Направления. Так вы будете уверены, что компания знает его специфику, грамотно организует хранение на складе и распределение груза, оформит таможенные документы и доставит товар вовремя. Обратите внимание на наличие гарантии, изучите документы компании и узнайте, как формируется стоимость услуг. Поинтересуйтесь, отслеживается ли груз в реальном времени. Также избегайте тех организаций, что предлагают услуги за предоплату – так вы можете столкнуться с мошенниками. Выбирайте только опытных перевозчиков, которые существуют на рынке не менее 5 -10 лет.