О задачах и трудностях работы системного аналитика рассказывает эксперт Umbrella IT.
Ашура Исаева, руководитель отдела системной аналитики Umbrella IT, рассказала, о тонкостях работы и задачах, которые ежедневно решают системные аналитики.
Системный аналитик — это хранитель знаний о проекте. Он собирает у заказчика требования к продукту, а затем описывает их для всей команды в технической документации.
Системный аналитик, с одной стороны, разбирается в потребностях клиентов и знает, как сделать так, чтобы продукт принес бизнесу пользу. С другой стороны, он технически подкован для того, чтобы детально описать IT-решение для команды разработки, не упустив ничего важного.
В небольших компаниях роль аналитика выполняют проектные менеджеры и разработчики, а документацией занимаются тестировщики. Все это отнимает у специалистов время, которое они могли бы использовать для выполнения основных обязанностей.
В отделе системной аналитики Umbrella IT сейчас работает 20 человек, включая руководителя. Со следующего года появится новая роль — тимлид, поскольку планируем расширение штата. В том числе за счет внедрения программы стажировки.
3-месячная стажировка поможет новичкам в профессии получить реальный опыт на наших внутренних проектах. А по окончании практики специалист сможет вырасти из стажера в младшего системного аналитика.
Чтобы избежать трудностей с оценкой навыков сотрудников при распределении их под потребности проектов, мы создали и внедрили систему грейдов и ассессмента.
Ключевой аспект работы системного аналитика — коммуникация с клиентом. Ведь информацию о бизнес- и нефункциональных требованиях получаем именно у него. Важно уметь ясно устно и письменно выражать мысли, грамотно вести деловую переписку и составлять протоколы встреч.
Кроме того, приветствуются навыки управления проектом: планирование этапов работ, создание шаблонов документов, декомпозиция и распределение задач для команды разработки.
Пул практических задач системного аналитика включает:
Разработчики используют брокеры сообщений (RabbitMQ, Kafka), чтобы разные сервисы общались между собой. И системному аналитику нужно понимать, как они работают, чтобы корректно описать требования: что должно быть в сообщениях, когда их отправлять, как обрабатывать ответы.
Системный аналитик подключается к проекту еще на этапе пресейла, когда составляется коммерческое предложение. Специалист проводит предпроектное исследование и собирает у заказчика самый верхний слой требований. После этого декомпозирует задачи, а затем передает их на оценку техническим специалистам.
В целом работу системного аналитика над проектом можно разделить на 7 этапов:
В процессе работы часто возникают проблемы, связанные с недостаточной коммуникацией. Например, системный аналитик что-то не уточнил у клиента или не так его понял. А в итоге члены команды неправильно трактовали полученную от клиента информацию, из-за чего результат не попал в ожидания. Более того, требования к продукту в процессе разработки и так могут резко меняться: это нормально для работы по Agile. Все это решается за счет частых синков с командой и клиентом.
Другая, актуальная сегодня для нашей страны проблема — уход вендоров и, как следствие, сложности с доступом к привычным инструментам. В случае форс-мажора мы быстро подбираем альтернативы с аналогичной функциональностью. Когда Atlassian заявили об остановке продаж и поддержки Jira, Confluence и Trello в РФ, мы оперативно перешли на BookStack.
За счет преодоления трудностей нам удается реализовать масштабные проекты со сложной архитектурой и огромным объемом аналитических работ. Среди них, например, мобильные приложения БКС Банка и METRO. Гордость за работу команды стимулирует двигаться вперед, расти и развиваться.