Недавнее исследование Tiburon Research показало, что почти 40% россиян за последний год прошли онлайн-обучение, а самым популярным направлением стало повышение квалификации в текущей профессии — так ответили 36% опрошенных. При этом выросла и динамика развития edtech-компаний — на 22,5% по итогам I квартала 2024 года согласно исследованию агентства Smart Ranking.
Аналитика ниши онлайн-образования наглядно показывает рост уровня конкуренции edtech-платформ. Вместе с тем потенциальные клиенты становятся более избирательными в выборе платформы для обучения. На их выбор влияет множество факторов: качество образовательных программ, сколько онлайн-платформа на рынке, отзывы клиентов, опыт и уровень вовлеченности преподавателей и кураторов, ценность сертификата по итогам обучения. Но прежде всего ключевую роль играет контент, который предлагает курс своим подопечным. Рассказываю про топ-10 подходов к созданию контента, универсальных для любой edtech-компании с целью привлечения и удержания аудитории.
Первым делом аудитория изучает ценность и преимущества продукта или услуги, чтобы принять обоснованное решение о покупке. Иными словами, контент начинается с главной страницы платформы и презентации проекта, где четко указаны особенности и возможности курса. Цель контента на этом этапе — помочь потенциальному клиенту увидеть соответствие содержания курса своим потребностям и некую гарантию, что именно ваш продукт усилит количественные и качественные бизнес-показатели клиента.
Чтобы проиллюстрировать этот момент, предлагаю рассмотреть пример компании в сегменте фармацевтики, специализирующейся на обучении провизоров и фармацевтов. На главной странице сайта указаны преимущества платформы:
Прежде чем углубляться в поиск оптимального формата курса, важно заложить прочную основу с помощью качественных учебных материалов. Они должны быть хорошо проработанными и понятными вашей целевой аудитории. Вот несколько ключевых шагов, которые стоит учесть при создании учебного плана:
- Определите целевую аудиторию, ее конкретные потребности и болевые точки. Это поможет адаптировать учебные материалы под решения бизнес-задач клиента.
- Проводите тщательные исследования: будьте в курсе тенденций отрасли и периодически обновляйте информацию для поддержки актуальности образовательного контента. Используйте надежные источники и приводите точные статистические данные.
- Структурируйте учебные материалы логичным образом с удобной навигацией. Используйте заголовки, подзаголовки и маркированные пункты, чтобы разбить текст на части и сделать его более простым для изучения.
- Используйте наглядные пособия такие как инфографика и диаграммы для лучшего усвоения информации. Визуальные элементы особенно полезны при объяснении сложных концепций или процессов.
- Включите практические примеры из реальной жизни, чтобы проиллюстрировать практическое применение вашего продукта. Это поможет потенциальным клиентам увидеть ценность того, что вы предлагаете.
Если говорить о нише фармацевтики, то наша цель — подать контент таким образом, чтобы быстро и качественно ознакомить фармацевта с новинками рынка, преимуществами препаратов. В результате обучения фармацевт должен не просто получить знания о фармрынке, но и уметь интегрировать их в свой рабочий процесс.
Согласно исследованиям, в процессе обучения 80% информации запоминается из визуального контента, а видео приносит большую эффективность по сравнению с другими способами подачи информации. Есть несколько беспроигрышных вариантов, как использовать видео в обучении:
- Демонстрация процесса обучения: потенциальные клиенты легче воспримут информацию о курсе через понятный и структурированный видеоряд с четко прописанными преимуществами курса.
Так, например, выглядит скриншот видеопрезентации цифровой академии, которая занимается корпоративным обучением ИТ-специалистов.
- Проведите экспертные видеоинтервью: пригласите отраслевых экспертов, чтобы они поделились своими идеями и знаниями. Это не только ценный образовательный контент, но и подтверждение авторитета вашего бренда.
- Внедрите обучающие вебинары по отраслевым темам. Вебинары — эффективный интерактивный инструмент, позволяющий клиентам задавать вопросы экспертам в режиме реального времени.
- Используйте анимированные видеоролики-пояснения, чтобы упростить сложные концепции и сделать их удобоваримыми. Это рабочий способ не только донести полезную информацию, но и поддерживать интерес аудитории даже к самой скучной теме.
Самый популярный формат на платформе Pharmedu – анимированные короткие ролики, с титрами и озвучкой. Бывают тренажеры, короткие ролики, вебинары, сейчас тестируем обучение через клонов.
Геймификация — новый тренд, который edtech-индустрия уже активно использует, чтобы сделать обучение более приятным и увлекательным. Включив такие игровые элементы, как испытания, вознаграждения и конкуренция, курс поддержит интерес аудитории к образовательному процессу и замотивирует обучающихся пройти его до конца.
- Создавайте интерактивные тесты, которые проверяют знания сотрудников о предмете или отрасли. Предлагайте дополнительные стимулы, такие как скидки или эксклюзивный контент за высокие результаты теста для дополнительной мотивации.
- Предлагайте виртуальные вознаграждения, такие как виртуальная валюта или виртуальные предметы, которые клиенты могут разблокировать или забрать, изучая материал. Эти вознаграждения можно использовать для доступа к эксклюзивным ресурсам или участию в отраслевых мероприятиях.
Обратите внимание на ещё один пример, как edtech-компания по обучению фармацевтов использует игровые механики:
- Поощряйте здоровую конкуренцию: в этом помогут таблицы лидеров или конкурсные задания, в которых ученики могут соревноваться друг с другом и продемонстрировать свои знания. Это создаст чувство общности в коллективе и замотивирует активно участвовать в процессе обучения.
- Включите элементы сторителлинга для захватывающего опыта в обучении. Разрабатывайте контент, который сделает обучение более понятным и увлекательным. Об этом подробнее расскажу дальше.
Платформы социальных сетей предоставляют компаниям ценную возможность охватить свою целевую аудиторию и привлечь на полноценный курс с помощью следующих элементов:
- Короткие обучающие видеоролики, которые можно пересматривать и распространять в социальных сетях. Не забудьте оптимизировать свои видеоролики для конкретных требований каждой платформы.
- Прямые эфиры: приглашайте ключевых лиц вашей компании, сотрудников и отраслевых экспертов, которые могут не только нативно продать ваш курс, но и ответить на вопросы аудитории в режиме реального времени.
- UCG-контент: призывайте клиентов делиться своим опытом и инсайтами в отрасли или вашем курсе. Обязательно взаимодействуйте с пользовательским контентом и поощряйте любую активность.
- Таргетированная реклама: воспользуйтесь возможностями рекламы в социальных сетях, чтобы охватить нужные сегменты целевой аудитории. Это гарантия того, что ваш контент попадет к людям, которые могут заинтересоваться курсом.
Персонализируя образовательный процесс, edtech-компании показывают открытость и расположенность к клиенту. Такой подход повышает вовлеченность, способствует сохранению знаний и стимулирует продолжить обучение на вашей платформе. Как можно (и нужно!) внедрить методы персонализации:
- Используйте данные для создания профилей клиентов: собирайте данные из различных источников, таких как аналитика веб-сайта, опросы клиентов, отзывы, чтобы понять предпочтения и покупательское поведение в целом.
- Сегментируйте свою аудиторию на основе общих характеристик или потребностей, чтобы адаптировать контент к запросам каждого сегмента.
- Используйте инструменты автоматизации или CRM для персонализированного контента. Это может быть e-mail-рассылка, отображение персонализированного контента на сайте или рекомендации тематических ресурсов.
- Разработайте интерактивные инструменты диагностики, которые позволят клиентам оценить свои знания или навыки. На основе результатов предоставляйте персонализированные рекомендации относительно дальнейших образовательных ресурсов или путей обучения.
- Предлагайте персонализированную поддержку в процессе обучения. Это может быть автоматический чат-бот или менеджер по работе с клиентами.
Так, например, известный российский корпоративный университет совместил персонализацию и геймификацию для наилучшего опыта взаимодействия с площадкой.
Совместное обучение — это подход, который делает упор на равноправное взаимодействие и обмен знаниями. Укрепляя чувство общности среди своих сотрудников, компании могут создать поддерживающую среду в коллективе.
- Создавайте онлайн-сообщества: это могут быть онлайн-форумы, группы в социальных сетях или специальные доски обсуждений, где обучающиеся могут общаться и делиться своим опытом. Поощряйте активное участие и обеспечьте позитивную и конструктивную среду.
- Облегчите обмен знаниями: поощряйте клиентов делиться своими идеями, советами и инсайтами с командой. Это можно сделать с помощью пользовательского контента, сообщений в блогах или онлайн-встреч.
- Организуйте вебинары или семинары под руководством лояльных клиентов. Приглашайте выпускников курса с позитивным опытом обучения у вас. На реальных примерах коллег учиться гораздо проще и эффективнее.
- Внедряйте программы наставничества: объединяйте опытных клиентов или отраслевых экспертов с новичками для рекомендаций и поддержки. Такая активность может помочь клиентам сориентироваться в образовательных ресурсах и ускорить процесс обучения.
- Признавайте и вознаграждайте вклад сообщества: этого можно добиться с помощью элементов геймификации, таких как значки или баллы, или разместить истории успеха клиентов на вашей платформе или в социальных сетях.
Комьюнити-менеджмент отчасти нам удалось реализовать с помощью сервиса “Киоск фармацевта”, где пользователи могли получить от фармацевтов исчерпывающую информацию о свойствах лекарственного препарата, режиме приема, побочных эффектах и, при необходимости, о возможных аналогах. Таким образом, нам удалось собрать более 9 тысяч подписчиков в социальных сетях и реализовать потенциал обучающихся у нас фармацевтов.
Инструменты обучения с самообслуживанием позволяют клиентам контролировать процесс обучения и получать доступ к образовательным ресурсам в удобном режиме. Такой подход оптимален для клиентов, предпочитающих возможность обучаться в более автономном и гибком формате.
- Разработайте комплексные онлайн-базы знаний или блок часто задаваемых вопросов, которые охватывают различные темы, связанные с вашей отраслью или продуктом. Организуйте информацию удобным для пользователя способом и включите функцию поиска для удобной навигации.
- Создайте библиотеку предварительно записанных видеоуроков и руководств, к которым клиенты смогут получить доступ в любое время. Эти ресурсы должны быть хорошо структурированы и охватывать различные аспекты вашего курса.
- Разработайте интерактивные модули электронного обучения, которые позволят клиентам учиться в удобном темпе. Такие модули включают викторины, оценки или интерактивные элементы для повышения вовлеченности клиентов.
- Внедрите систему управления обучением (LMS), которая поможет клиентам отслеживать прогресс обучения, получать доступ к материалам курсов и сертификаты. В нашей системе все сертификаты после прохождения обучения имеются в наличии и сохраняются в портфолио фармацевтов, которые они используют при приеме на работу в качестве подтверждения дополнительных квалификаций.
- Создавайте онлайн-порталы поддержки, где клиенты могут получить доступ к образовательным ресурсам и найти ответы на свои вопросы с помощью ботов. Это снижает потребность в прямой клиентской поддержке и дает возможность самостоятельно находить решения.
Сторителлинг — это мощная техника, которая привлекает внимание, вызывает эмоции и облегчает обучение. Используя повествования в своем образовательном контенте, вы можете сделать сложные темы более понятными и запоминающимися.
- Начните с убедительной зацепки, а именно с увлекательной истории, которая привлечет внимание. Это вызовет интерес для дальнейшего изучения темы.
- Используйте примеры из реальной жизни, которые иллюстрируют тот иной процесс. А обмен историями успеха или отзывами клиентов может помочь клиентам наглядно представить ценность и преимущества курса.
- Создавайте персонажей, сценарии или гайды по решению кейсов, которые могут быть интересны клиентам. Это задействует их воображение и сделает процесс обучения более приятным.
- Апеллируйте к эмоциям клиентов, включая такие элементы, как сопереживание, юмор или вдохновение. Эмоции помогают создать связь между клиентом и образовательным контентом, делая его более запоминающимся.
- Предлагайте практические рекомендации или делайте призывы к действию, которые замотивируют клиентов применять полученные знания и помогут преодолеть разрыв между теорией и практикой.
Котики вызывают приятные ассоциации у большинства людей. Один из edtech-проектов использовал этот факт для привлечения внимания обучающихся в формате сторителлинга.
Татьяна Ходанович
генеральный директор Pharmedu
По опыту, когда мы уходим вглубь темы, в изучение проблематики без практической подкрепляющей, то фокус с изучаемого препарата смещается на сухую теорию. Так, если подача материала представляет собой только описание препаратов, обучение становится поверхностным и не информативным, которое даже не запомнится специалисту. В таких узких нишах как наша, ставка на эмоциональное вовлечение работает лучше всего. Так, фишка наших курсов — небольшой экскурс в глубину проблематики по теме применения препаратов, живые примеры, чек-листы по применению и симптоматике. По нашим подсчетам, с использованием такого контента эффективность обучения вырастает от 75% до 98% по итогам тестирования специалистов, что положительно сказывается и на динамике продаж препаратов в ходе работы.
Чтобы оправдать усилия компаний по обучению клиентов, крайне важно отслеживать и измерять эффективность вашего курса. Анализируя соответствующие показатели, компании могут получить представление о том, что работает, а что нуждается в улучшении. Есть несколько ключевых показателей, которые необходимо анализировать:
- Коэффициент конверсии: измерьте процент клиентов, которые совершают желаемое действие, например, совершают покупку или подписываются на пробную версию, после ознакомления с вашим контентом.
- Показатели вовлеченности: отслеживайте такие показатели, как время, затраченное на учебные материалы, количество просмотров страниц или скорость выполнения интерактивных элементов.
- Сохранение знаний: оцените, насколько хорошо клиенты запоминают и усваивают информацию из курса. Это можно измерить с помощью оценок, викторин или опросов.
- Отзывы клиентов относительно полезности, актуальности и ясности ваших материалов. Отзывы клиентов дают ценную информацию о моментах, требующих улучшения, и помогают выявить потенциальные пробелы в знаниях.
- Повторное обучение: оцените, как часто клиенты возвращаются к вашим образовательным ресурсам или знакомятся с дополнительным контентом. Этот показатель говорит о том, что клиенты находят ценность именно в ваших материалах.
Татьяна Ходанович
генеральный директор Pharmedu
В нише обучения фармацевтов наиболее показателен для нас NPS, который позволяет увидеть ключевую точку изученного материала и качественное изменение знаний на выходе. Также мы используем скроллинг контроль и тестирование в ротации.Как правило, по результатам тестирований мы видим динамику отношения бренда и роста знаний по брендам +20-25%. Механика обучения и тестирования представлена ниже на скрине, а также как устроена в нашей нише сквозная аналитика.
Механика проведения обучения и тестирования Pharmedu
Сквозная аналитика в личном кабинете Pharmedu
В целом, онлайн-обучение считают эффективным инструментом для достижения высоких бизнес-показателей за счет высокой квалификации персонала. Внедряя инновационные подходы к обучению, edtech-компании могут выделиться на фоне конкурентов, завоевать доверие целевой аудитории и повысить конверсию. Закладывая прочный фундамент, используя социальные сети, облегчая совместную работу, предоставляя инструменты самообслуживания и отслеживая показатели, онлайн-платформы могут оптимизировать свои усилия по обучению и увеличить прибыль в текущих конкурентных реалиях.