В мире много прекрасных мам, которые вкладываются в детей всем сердцем.
Они очень пытаются им помочь, в том числе забирая домашние дела.
"Ребенок устал после школы, ему нужно делать уроки. А еще ведь секции и кружки..."
Из лучших побуждений мамы отнимают у детей все процессы, которые те могли бы делать сами.
Будет ли верным решением не грузить ребенка домашними делами и оставить ему только школу и секции?
Своим взглядом на этот вопрос делится Александр Иванов, основатель родительского движения «Герои Будущего» https://heroesoffuture.ru/ и автор методики воспитания «Школа Героев».
МЫ УЧИМ ДЕТЕЙ ЖИЗНИ
Вот наш ребенок справляется со школой, занимается спортом и любит книги. Здорово? Конечно! Но ведь это не все.
Детей важно готовить к настоящей жизни. Образование и способность учиться — важная ее часть, но лишь одна из многих. Во "взрослой и реальной" жизни всегда есть место отношениям, любви, трудностям, вызовам — и да, домашним делам и быту.
Например, если кто-то говорит, что они с сыном (дочкой) друзья, но в делах по дому друг не спешит на помощь, значит по факту дружбы и нет. Есть потребительские отношения.
Чем раньше мы начнем работать в область ценности, поддержки, взаимопомощи в реальных делах домашних, тем быстрее это станет для ребенка глубинным убеждением и нормой. "У нас в семье принято помогать друг другу, это правильно и хорошо".
ЗВУЧИТ НЕПЛОХО, А КАК ЭТО СДЕЛАТЬ?
Способ не сложный. Вот мама начинает подсвечивать: "Сын, мы семья и команда, у нас принято помогать друг другу. В чем я могу тебе помочь?"
Тогда ребенок начинает понимать, что мама не "универсальная сила природы", а живой человек, и помочь ему — это ее желание и решение.
В то же время показываем другую грань: "Сын, помоги мне, пожалуйста".
Здесь уже ребенок вспыхивает в ответ на просьбу: "Маме нужна моя помощь, и я хочу и могу ей помочь!" И ощущает к себе не только любовь, но и уважение. Просьба помощи от любимой мамы возвышает его в собственных глазах.
Процесс не мгновенный, но раз за разом такие ситуации укрепляют здоровые отношения.
Таким простым инструментом взаимовыручки мы выстраиваем культуру ценности друг друга и командных отношений в семье.
Сначала мама предлагает вместе приготовить завтрак (испечь пирог, развесить белье, сходить за продуктами).
Когда ребенок окреп в этом процессе и делает его с радостью, идет следующая ступень: мама просит его приготовить всем завтрак. Если отношения выстроены, то ребенок не откажет. Для него это может быть и вызов, но вы рядом, чтобы подсказать если что.
Не важно в каком он возрасте, хоть в четыре, хоть в четырнадцать. Главное, что вы запускаете сердечный процесс, обоюдные теплые чувства.
Это самое главное. Фундаментальный маховик отношений: ценность, благодарность, взаимопомощь, уважение.
Постепенно связь между вами, мост вашей дружбы крепнет. Вы лучше слышите друг друга. Вы усиливаете друг друга. Это прочный фундамент для любых дальнейших достижений.
Это состояние открытости и доверия нужно тренировать малыми делами. Само по себе оно не появляется.
СИСТЕМНАЯ ОШИБКА
Одна из системных ошибок заключается в том, что мамы вращаются вокруг детей. Своей любовью и поддержкой мамы порой так мощно напитывают родных чад, что те начинают обесценивать их и принимать за данность, как свет солнца.
Создается странная ситуация: мама-солнце вращается вокруг планеты-ребенка.
Такая архаичная "геоцентрическая" модель часто встречается, увы, и сегодня.
А ведь может быть иначе: можно с ранних лет сотрудничать с детьми, строить с ними связку, делать вместе классные дела и постепенно выводить их на те высоты и скорости, где они уже сами что-то начинают делать, предлагать и брать на себя.
БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ ИДЕИ
Когда чувства между вами крепки, и ваши отношения действительно стали здоровыми и дружескими, можно начинать подсвечивать детям такие грани, как красота и чистота.
Это не из области обязанностей, а из посыла "давай сделаем красиво, так приятно, когда чисто и уютно вокруг, правда?"
Так вы начинаете бережно вносить в сознание ребенка идеи более высокого порядка. Не свинцовую идею долга, а вдохновляющую идею любви к красоте и чистоте.
ДОМАШНИЕ ДЕЛА КАК ПОДСТУПЕНЬ К УЧЕБЕ
Попытка снять бытовую нагрузку с ребенка "лишь бы он учился" чаще всего ведет к обратному эффекту. Учеба — более серьезная нагрузка, чем домашние дела.
Нередко ребенок чувствует, что не вытягивает учебу, она не получается — и он пытается как может быть полезным в делах домашних, чувствовать признание за них от родителей и уважать за это самого себя.
Снимая с него быт, мы лишаем его этой важной ступени тренировки психики и внутренней опоры.
Потому если мы хотим тренировать его сознание, мотивацию и область чувств, то нужно начинать с более простых вызовов. Бытовые дела — это просто. Они дают быструю обратную связь во всем, что для ребенка ценно.
Дом, пространство, среда, где живет мама и близкие. Его уголок, его кроватка. Пространство, где он чувствует себя в безопасности. Это всегда для него ценно и важно.
Школа, учеба, дальние горизонты, успешные профессии в будущем — это все пока далеко, абстрактно и не имеет особой ценности.
ЛЕСТНИЦА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Есть ступени, по которым можно растить ребенка, его осознанность и мотивацию. Нужно идти от простого к сложному. Сначала выстроить связку, доверительные и дружеские отношения.
Совместные игры, потом бытовые вопросы, и только затем уже серьезные вызовы: учеба, спортсекция, музыкальная и художественная школа.
Нагрузка должна идти по нарастающей.
Прыгать через ступеньки невозможно, тут лучше без иллюзий.
Если у вас проблемы с учебой, то наверняка есть вызовы и в домашних делах. Вернитесь на предыдущий этап.
Если у вас в доме уже мир, все на одной волне, есть взаимовыручка — отлично!
Значит, вы готовы подступить к граниту науки и работать с изменением восприятия учебы.
На любой школьный предмет можно смотреть не с точки зрения оценок и даже знаний, а с точки зрения пользы: что в тебе тренирует этот предмет? Какие качества развивает? Приносит ли радость, когда есть успехи, насколько сильно может увлечь?
И когда мы начинаем работать с развитием качеств, когда пытаемся в его сознание посеять идею любознательности, умение увлекаться — мы начинаем менять его отношение к предметам, носителям этих предметов (учителям) и учебе в целом.
ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ
Мастерство, умение вникать в тему и разгореться ей — это то, что формирует способность учиться.
Чтобы дорасти до этого уровня, нужно начать с бытовой темы.
Моя посуду, наши дорогие дети могут начать находить радость. От того, что маме помог или что стало чисто и аккуратно.
Наша задача — отслеживать эти критерии. Важно получить радость от процесса. Не важно "что", важно "как". Это наша с вами цель! Чтобы наши дети, делая какое-то дело, отслеживали свое состояние. Делая что-то вместе и с огоньком, мы помогаем детям наработать новую канву, новую реакцию психики.
Встречали детей, которые любят мыть посуду? Они есть. И ведь они не родились такими.
БЫТ ИЛИ ДОМ
Кстати, тут даже слова имеют свое особенное воздействие на нас. Слово "быт" мало кого вдохновляет. А вот слово "дом" уже лучше. Чувствуете?
Дом — это важно для ребенка, мамы и папы. Это атмосфера, в которую мы возвращаемся, уют, покой и безопасность. Дом напитывает, дает восстановиться, набраться сил.
И наши "бытовые дела" — это и есть дела по дому. Общие усилия по созданию такой гармоничной атмосферы.
Без этой среды любой человек как бы съеживается, замерзает и замораживается. Неуютная, агрессивная, нервная среда в доме пьет наши силы, крадет энергию.
НУЖНЫ ЛИ ПРАВИЛА ДОМА
Выстраивать правила дома через волю — тупиковый путь. Набор спущенных "сверху" установок только вызывает сопротивление.
Ребята не участвовали в утверждении этих принципов, для них это внешние насильственные правила. Они хотят сами вырабатывать эти принципы. То, во что верят, к чему стремятся, чем горят. И если мы с вами как родители относимся к среде дома как к бульону наваристому, который варим вместе с детьми, то стоит выбирать ингредиенты вместе.
Будет забота – отлично. Поддержка – замечательно. Смелость – чудесно.
Волшебство, радость — конечно!
Важно поддерживать семейный очаг. Это не про кухню и плиту, это про атмосферу, пространство смыслов, чувств и состояний. Оно создается между людьми, и его невозможно сгенерировать в одиночку.
Тогда, попадая даже в токсичную среду, ребенок будет сохранять некую принадлежность, намагниченность той средой, откуда он вышел.
Говоря про быт, мы говорим про дом.
Говоря про дом, мы говорим про среду.
Говоря про среду, мы говорим про ценность отношений, чувства между нами, которые мы ценим и усиливаем, как костерок.
Сначала подбрасываем в него хворост, потом веточки потолще, и только потом целые поленья. И постепенно, когда этот семейный очаг начал гореть и появилась теплота, это начинает восстанавливать и наполнять всех, светить и греть всю семью.
А ЕСЛИ НЕТ ОТНОШЕНИЙ?
Тогда придется отыграть на прежние позиции, вернуться к базе: фундаменту отношений. И начать все заново, даже если возраст 10-12 лет. Это на самом деле займет не так уж много времени.
Дети в отрядах нашей "Школы Героев" начинают активно меняться через два-три месяца. А если мамы включились и мы хорошо в них вложились, то перемены запускаются быстрее. Но даже если вы начинаете менять подход самостоятельно, начинаете менять систему, на изменения уйдет примерно года два. Это немного.
Лучше вернуться и вложиться в базу, перезагрузить всю систему кардинально, начать с чистого листа, а не пытаться чинить горящий поезд на полном ходу.
Не бойтесь сделать паузу, замедлиться. Войти в ресурс, в силу, которой можно делиться с ребёнком. Перезагрузить отношения — и снова начать движение вперед и вверх в новом качестве.
Александр Иванов, основатель родительского движения «Герои Будущего» https://heroesoffuture.ru/