Совсем недавно искусственный интеллект казался чем-то из области фантастики, но вот на дворе 2024 год и его вполне можно назвать современным «трендом». AI проник во многие отрасли. Маркетинг – не исключение.
Но нейросети вызывают не только восторг, но и резонные опасения: не заменит ли искусственный разум человеческий? Покажем на собственном примере, как использовать нейросети для задач маркетинга, и ответим на вопрос, стоит ли бороться с этими «ветряными мельницами» или же можно обернуть их работу себе во благо?
Начнем с базы. Что такое нейросеть?
Давайте поинтересуемся у самой нейросети (а точнее у чат-бота на модели gpt-3.5-turbo). Вот что мы получили:
Все верно, но звучит слишком сложно. Попробуем иначе:
Основная цель нейросети – предложить решение задачи. И, так как это имитация человеческого мозга, то она предлагает варианты, которые характерны для людей. Однако, чтобы нейросеть могла давать результат, ее необходимо обучить на больших массивах данных. В этом и основное ограничение AI – она опирается на накопленный опыт и не сможет разрешить проблему, которую не может решить человеческий разум.
Как работать с нейросетью?
Спектр задач, где можно использовать ИИ, огромен. AI способен воспроизводить человеческую речь, создавать фото-, видео- и аудиоконтент, проводить сложный анализ. Все эти возможности можно использовать, но необходимо учитывать некоторые нюансы:
- Все дело в хорошем «промте»
Промт – это текстовый запрос к нейросети, откуда она может черпать вводные данные. Вернемся к началу нашей статьи. «Что такое нейросеть?» и «Что такое нейросеть простыми словами?» - пример самого простого промта. Важно научиться грамотно его составлять, ведь качественные исходные данные – 90% успеха.
- «Попытка номер -цать»
Во-первых, еще раз хочется подчеркнуть, как важно научиться грамотно составлять промт. Во-вторых, даже если вы в этом преуспели, результат может быть неожиданным. Нейросети обучаются по-разному, и один и тот же запрос разные ИИ могут интерпретировать по-своему. Будьте готовы к тому, что потребуется не одна попытка, чтобы приноровиться к работе с искусственным интеллектом.
- Сложности с доступом
Как правило, бесплатный доступ к таким популярным нейросетям, как ChatGPT или MidJourney, включает в себя ограниченный функционал. За дополнительные возможности придется доплачивать. К тому же некоторым ИИ для работы требуется VPN. Хорошие бесплатные аналоги можно найти на просторах интернета. Например, чат-бот, которому мы задали вопрос про нейросеть в начале статьи, абсолютно бесплатный. Но, чтобы найти подобные сервисы, потребуется время.
Если учитывать эти особенности работы с ИИ, то в остальном это отличный инструмент, который поможет сэкономить время и повысить производительность.
А теперь на собственном примере покажу, как это работает.
ИИ в деле
В данной статье мы будем говорить о собственном опыте, который может отличаться от опыта других компаний. Так, например, мы не используем популярные среди других маркетологов чат-боты. Однако есть много других маркетинговых задач, в которых ИИ - мой верный помощник.
1. Аналитика
Понятие довольно широкое, но и возможности нейросетей также обширны. ИИ прекрасно справляется с обработкой огромного массива данных, их сопоставления и оформления в какое-то итоговое состояние.
- Анализ целевой аудитории. Нейросеть может провести ресерч, выявить предпочтения ваших клиентов, их интересы и проблемы. Полученные данные она может структурировать под ваш запрос.
Пример запроса: мне нужно описание целевой аудитории, которой была бы интересна разработка ПО «под ключ». Составь описание портрета клиента и перечисли следующие критерии (пол, возраст, доход, образование, ценности, интересы, мотивация, возможные препятствия на пути к принятию решения и т.д.).
- Анализ конкурентов.
ИИ может в кратчайшие сроки провести необходимую аналитику, опираясь на информацию о конкурентном продукте, отзывах и изменения рынка.
Пример запроса: проведи SWOT-анализ ООО «IT-компания». Полученные результаты оформи в таблицу.
- Анализ тенденций рынка
Аналитическая работа с трендами требует весомых трудозатрат. Это большая поисковая работа, по итогу которой должно сложиться понимание самых свежих тенденций. А так как тенденции – «субстанция» подвижная, то и такую работу нужно проводить периодически. Здесь опять нам на помощь приходит полезное свойство ИИ - обработка огромного количества данных.
Пример запроса: Проанализируй последние новости об инновациях и изменениях на рынке IT и определи последние тенденции в мобильной разработке.
Нейросети – полезный инструмент для аналитической работы, но не стоит забывать, что ИИ может не понять контекст анализа или предложить неверный прогноз. Тем не менее вы получите крепкую базу, которую можно отшлифовать и получить достойный результат.
2. Создание или редактура текстов
Я довольно часто использую ChatGPT, чтобы написать небольшой текст для социальных сетей, лендинга, подводку к статье и т.д.
Для написания больших, качественных текстов, которые не нужно редактировать, ИИ пока не хватает мощностей. Но неплохую «рыбу», которую останется только подредактировать, вы получите без проблем.
Например, мы часто пишем небольшие подводки к статьям в наши социальные сети. Смысл у них идентичен, но дублировать один и тот же текст не хочется. Нейросеть может предложить вам сразу 5-10 вариантов таких текстов. А это существенно экономит время.
Пример запроса: Создай 5 вариантов анонса для статьи (ссылка на статью). Используй живой язык и дружелюбный тон. Объем текста – 5-6 предложений.
3. Генерация идей
Постоянная генерация новых идей легко может «замылить глаз» и «опустошить голову», так как требует масштабной интеллектуальной работы. А в маркетинге и PR генерация актуального контента – рутина.
Чтобы облегчить себе жизнь, можно устроить небольшой «брейншторм» с нейросетью.
Пример запроса: предложи идеи летнего баннера на основной сайт (ссылка на сайт). Изображение должно отражать стремление вперед, рост, достижение целей, стремление к победе. Оно также должно коррелироваться со слоганом «Видим возможности в невозможном».
Однако не ждите тех же результатов, которые принесет «брейншторм» с реальной командой. С ИИ не будет живой дискуссии и динамичной совместной работы. Кроме того, варианты, которые он предложит, будут довольно стандартизированными. Однако нейросеть может натолкнуть вас на идею, которую вы «докрутите» самостоятельно.
Если нейросети обладают такими возможностями, то не заменят ли они маркетологов, PR-специалистов, копирайтеров?
Наше мнение в данном вопросе – нет, не заменит. Приводя примеры того, где можно использовать нейросети, я почти везде добавляла уточнение: «это очень вам поможет, но…». Именно в этих «но» и кроется ответ на вопрос.
Да, нейросеть может написать текст, проанализировать массив данных, сгенерировать медиаконтент, но все это пока не идет в сравнение с тем, что может дать грамотный специалист. Для релевантных ответов от нейросети, нужен подробный промт от человека. И даже конечный результат, сгенерированный ИИ, часто требует доработок.
ИИ на данный момент – не более, чем полезный инструмент, который помогает экономить время и ресурсы. А его интеграция в ваш рабочий процесс потребует внимательности и скрупулезности.
Предлагаем не бояться быстрого развития технологий, а подхватывать «волну» и учиться с ними работать.