Возврат денег при переплате за услуги ЖКХ

2024-08-05 15:27:41 Время чтения 7 мин 44

К периодическому повышению тарифов за услуги ЖКХ, наверное, все привыкли. Но когда собственники и наниматели погашают необоснованно завышенные платежи, возникает переплата. Излишне уплаченные за услуги ЖКХ деньги можно вернуть, соблюдая определенный алгоритм действий.

Причины переплаты за услуги ХКХ и когда возможен перерасчет

Причиной переплаты за услуги ЖКХ в большем объеме не всегда является недобросовестность поставщика услуги. Хотя и такие случаи нередки. Уплате излишних сумм способствуют и следующие обстоятельства:

  1. Некорректные показания приборов учета. Например, когда из-за неисправности счетчик показывает объем потребления, превышающий фактический;
  2. Непередача или несвоевременная передача показаний приборов учета. В такой ситуации поставщик рассчитывает сумму по нормативу;
  3. Неиспользование услуг ввиду временного отсутствия. При убытии, например, в отпуск жилец вправе не платить за услуги до возвращения, однако, свое отсутствие необходимо подтвердить;
  4. Снижение качества поставляемой услуги. По закону потребитель имеет право на уменьшение платы, если качество услуги не отвечает требованиям СанПиНа;
  5. Непредоставление услуги, когда, например, в доме нет горячей воды;
  6. Выбытие жильцов вследствие снятия с регистрационного учета или смерти. Так как сведения о выбытии поступают с задержкой, во избежание переплаты следует самостоятельно известить УК или ТСЖ;
  7. Право на льготу — скидку по оплате коммунальных платежей. К примеру, граждане с инвалидностью могут претендовать на льготу в размере 50%. Однако, если вовремя не оформить преференцию, плата будет взиматься в полном объеме.

Во всех перечисленных случаях собственник может рассчитывать на перерасчет. Который производится по таким услугам, как электричество, газ, отопление, вода, канализация, вывоз мусора. Исключением являются услуги, которые оказывают УК или ТСЖ.

Обратите внимание! Перерасчет коммунальных платежей возможен, если приборы учета технически невозможно установить.

Как вернуть переплату при временном отсутствии

При наличии счетчиков переплата маловероятна. Ведь если жилец в период отсутствия не пользовался теми или иными услугами, то и показания не изменятся или изменятся незначительно. Получается, что вернуть деньги можно за те услуги, потребление которых не рассчитывается на основании приборов учета, например, за вывоз мусора.

Возврат переплаченной суммы осуществляется на основании заявления собственника или нанимателя, поданного в УК или ТСЖ в срок, не позднее 30 дней после окончания периода отсутствия.

Читайте также: Ведущий «Антимагии» Симанович оказался в центре скандала

При этом к заявлению необходимо приобщить подтверждающие период отсутствия документы, как то: копия командировочного удостоверения, проездные документы, справка или выписка из лечебного учреждения, справка из администрации населенного пункта или органа управления СНТ и др.

Важно! Электронные билеты для этих целей не подходят.

Как вернуть деньги при оплате некачественно оказанных услуг

В данном случае потребитель услуги вправе требовать перерасчета платы при наличии на то веских, доказанных оснований. Так, например, потребовать перерасчет можно при следующих отклонениях от нормы:

• При отключении электроэнергии более чем на 2 часа, если в доме присутствуют 2 независимых источника питания и не более, чем на 24 часа, если источник 1;

• Если в среднем температура в жилом помещении в зимнее время года опускается ниже 18 градусов, в угловом ниже 20, а в санузле ниже 25 градусов. Данные значения, однако, могут разниться в зависимости от региона;

• При отключении воды на период более 4 часов, что не относится к аварийным случаям. Также перерасчет возможен, если температура горячей воды ниже 40 градусов;

• При отсутствии газа более 4 часов и столько же в месяц;

• При нерабочем состоянии канализации в течение более 4 часов или более 8 часов в месяц;

• При невывозе мусора более суток, если температура выше 5 градусов или более 48 часов, если температура ниже данного показателя и т. д.

Чтобы добиться перерасчета за услуги ненадлежащего качества, необходимо подать заявление в Госжилинспекцию. Должностные лица последней в течение 2 суток обязаны провести проверку и принять соответствующее решение. Хотя срок рассмотрения может быть и более длительным. В итоге составляется акт. Один экземпляр которого передается заявителю.

В случае, если жилищная инспекция не реагирует на жалобу, потребуется независимая экспертиза.

Как вернуть переплату при продаже квартиры

Такой сценарий тоже возможен. Если бывший собственник помещения переплатил за услуги ЖКХ, у него есть следующие варианты возврата средств:

1. Письменная договоренность с новым владельцем жилья о возврате суммы переплаты. В то же время последний вправе требовать от УК зачета переплаченной суммы в счет оплаты будущих периодов.

2. Предъявление письменной претензии в УК (ТСЖ) о возврате излишне уплаченных сумм, а в случае отказа — обращение в судебную инстанцию с требованием о возврате неосновательного обогащения.

Подача судебного иска

Обращение в суд уместно в тех случаях, когда УК (ТСЖ) или нижестоящий уполномоченный орган отказывается удовлетворить требования заявителя. По закону ответ на обращение должен последовать в 30-дневный срок. Если ответа нет или он безосновательно отрицательный, собственник вправе обратиться в суд.

А если перерасчет отказывается делать управляющая компания, то сначала с жалобой в жилищную инспекцию.

Кроме иска о возврате излишне уплаченной суммы, истец обязан приобщить подтверждающие его доводы документы. Помимо прочего в составе документов приложения должен присутствовать документ, подтверждающий попытку досудебного урегулирования спора. Например, копия заявления о перерасчете с отметкой о принятии и поступивший на него ответ.

Заключение

Взыскать по суду можно не только сумму переплаты, но и компенсацию судебных издержек, штраф в размере 50 % от излишне уплаченной суммы и даже моральный вред.

Источник

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Антон Хоменок о том, как превратил хоккей в маркетинг